Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
Определение автоматизированных информационных систем (АИС).
Определение экономических информационных систем.
Определение экономической информации.
Определение информации.
Определение системы.
Отметим, что в примере эмпирические индикаторы более низкого уровня используются при определении эмпирических индикаторов более высокого уровня, что отражается в их иерархической взаимосвязи. В терминах рассматриваемой дисциплины это означает, что понятие АИС (1.1.1) базируется на понятии ЭИС (1.1.1.1), которое оперирует такими элементами как экономическая информация (1.1.1.1.1) и система (1.1.1.1.2). Экономическая же информация определяется через понятие информация (1.1.1.1.1.1). Применение указанной методики способствует не только к определению содержания и количества тестовых заданий, но и приводит к разработке теста, задания в котором образуют систему.
Отметим, что отобранный для включения в тест материал является на этой стадии лишь «тестовым материалом», так как тестом он становится лишь после анализа результатов тестирования, проверки надежности и валидности. «Педагогический тест является и методом и результатом педагогических измерений [2, c.77]. Например, если студент неверно отвечает на вопрос, отражающий понятийный индикатор нижнего уровня, но дает правильный ответ на связанный с ним вопрос более высокого уровня, то в тесте присутствует либо элемент угадывания, либо неточность формулировки тестового задания, либо неудачно выбрана форма его отражения, что в свою очередь требует дальнейшей переработки материала.
Эффективность теста будет тем выше, чем тщательнее отобрано содержание заданий, чем точнее определены связи между ними. Логическую структуру теста можно анализировать различными способами. Наиболее удобной формой анализа является ее графическое представление. Структура дисциплины изображается в виде графа, у которого вершинами служат разделы курса, темы, вопросы, а ребра указывают на их взаимосвязь. Отметим, что такой анализ можно проводить с помощью программных средств, которые используются при концептуальном проектировании объектов экономического управления и служат для описания совокупности элементов системы и их взаимосвязи.
Каждый раздел (тема) может быть информационно и логически завершенной частью теста. В этом случае появляется возможность более гибко осуществлять контроль и управление ходом обучения за счет использования теста в текущем контроле. Кроме того, при анализе структуры теста определяются вершины и графы, удаление которых нарушает целостность теста как системы.
«После того как содержание будущего теста определено необходимо облечь его в конкретную форму, т.е. конструировать тестовое задание» [3, c. 91].
«Тестовое задание – минимально законченная составляющая, часть теста в виде проверочного материала специфической формы» [4, c. 61]. Требования к формам представления тестовых заданий являются достаточно устоявшимися и служат для единства понимания сущности вопроса. Они отражены в Методических указаниях по подготовке педагогически тестовых материалов к сертификации (приложение № 3 к приказу Минобразования России от 17.04.2000 № 1122). В соответствии с ними тестовые задания рекомендуется разрабатывать в одной из четырех форм:
а) задания с выбором ответов (испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, предлагаемых в задании теста);
б) задания на дополнение (испытуемый сам формулирует краткий или развернутый ответ);
в) задания на установление соответствия между элементами двух множеств;
г) задания на установление правильной последовательности в ряду предлагаемых элементов.
Выбор и соотношение форм представления заданий в гомогенном тесте зависит от специфики учебной дисциплины. Как известно, все курсы, изучаемые в вузах, можно условно разделить на два класса: логические и информационные. В первых из них наряду с изучением фактического материала студенты должны усвоить логику доказательства теорем, решений задач. Эта особенность содержания дисциплины является решающей при оценке уровня знаний. В дисциплинах информационных в основном требуется усвоение формулировок, соотношений, результатов. Следует подчеркнуть, что, безусловно, это деление является относительным, поскольку всякий логический курс требует запоминания определенного количества сведений, а информационный развивает логическое мышление.
В соответствии с этой классификацией дисциплина «Теория экономических информационных систем» является логическим курсом, которая призвана развивать теоретическое мышление. Например, логика, заложенная в теоремах о функциональных зависимостях, служит основой алгоритмов перехода от первой нормальной формы реляционной модели данных ко второй и третьей. Поэтому при формулировке тестовых заданий значительное место занимают такие формы, как «Установить соответствие», «Установить последовательность», поскольку именно они позволяют описать алгоритм решения задач.
38. Достоинства и недостатки метода тестирования
По сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.
- Вопросы к экзамену.
- Общие представления о методологии науки
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
- 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Взаимосвязь методологии, методов и методик
- К эмпирическим:
- По способу обработки данных
- К интерпретационным
- Методологические требования к качеству педагогических исследований
- Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
- Структурная модель этапов педагогических исследований
- Аналитический
- Проектный
- Экспериментальный
- Виды надежности.
- Виды валидности
- 4 Типа внешних критериев:
- Эмпирическая валидность.
- Конструктная валидность.
- Валидность "по содержанию".
- "Прогностическая" валидность.
- "Ретроспективная" валидность.
- Конвергентная и дискриминантная валидность.
- 2.2 Выборочное распределение
- Роль эксперта
- Сравнение с другими методами
- Подбор экспертов
- Предварительная группа
- Рабочая группа
- Подготовка экспертов к работе
- Особые требования
- Формы проведения
- Очный опрос
- Заочный опрос
- Анализ результатов
- Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
- Социометрическая процедура.
- Социометрическая карточка
- Социометрические индексы
- Общие сведения
- Виды беседы
- Рефлексивное и нерефлексивное слушание
- Рефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- 1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.
- 2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.
- 3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.
- 1. Знаки одобрения действий партнёра:
- 2. Оценочные жесты и позы:
- 3. Жесты и позы защиты:
- 1. Намеренный обман. Партнёр утверждает нечто заведомо ложное. Однако, если вы выражаете сомнение, ярко демонстрирует обиду и даже оскорблённое самолюбие. Что делать?
- Особенности проведения беседы с детьми и подростками
- Примеры использования беседы в практике школьного психолога
- Общие сведения
- Предмет наблюдения
- Средства наблюдения
- Классификация наблюдений
- По систематичности различают
- По фиксируемым объектам
- По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
- Этический кодекс apa и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения
- Недостатки метода наблюдения
- Классификации видов психологического наблюдения
- История метода
- Варианты метода
- Преимущества и недостатки метода
- Интроспективная психология
- 1. Понятие и общая логика психологического исследования
- 2. Разработка концепции и планирование исследования
- 3. Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
- 4. Подбор методов и методик исследования
- 5. Определение объема выборки исследования
- 6. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
- 7. Описание и представление результатов исследования
- Деятельность экспереминтатора и поведение испытуемых
- Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
- Инструкция испытуемому[6]
- Проблема выборки
- Подробнее
- Явные и скрытые эксперименты
- Классификации экспериментов в зависимости от способа проведения
- В зависимости от условий проведения выделяют
- В зависимости от результата воздействия выделяют
- В зависимости от этапа исследования
- В зависимости от уровня осознанности
- Организация эксперимента Безупречный эксперимент
- Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
- Преимущества
- Недостатки
- Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
- Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
- 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
- Глава 3. Экспериментальное исследование
- 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
- 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
- Основные этапы научного исследования
- Вопросы к экзамену.