Примеры использования беседы в практике школьного психолога
Выбор той или иной формы беседы, ее методического оснащения, во многом определяется не только общими методологическими установками исследования, но и его конкретными задачами. В качестве иллюстрации приведем два примера использования беседы для решения разных по содержанию задач, возникающих в работе школьного психолога. А. Экспериментальная беседа для выявления существующих у детей трудных ситуаций и способов их преодоления. Знание о возникающих у школьников трудных ситуациях, а также об умении детей справляться с этими ситуациями, помогают психологу установить характер имеющихся у ребенка проблем, своевременно оказать помощь в их решении, организовать необходимую профилактическую работу. Между тем, хорошо известно, что трудность какой-либо ситуации определяется не столько сложностью ее объективных условий, сколько отношением к этим условиям самого субъекта. Поэтому выявление имеющихся у школьников трудных ситуаций требует обращения, в первую очередь, к анализу их собственных представлений о возникающих трудностях, что вызывает необходимость проведения с детьми специальной беседы. Способы преодоления трудных ситуаций также не всегда могут быть обнаружены на основании объективных показателей поведения (эмоциональные реакции, изменение направленности деятельности и т.д.), поскольку большую роль в этом играют интрапсихи-ческие процессы. Использование данных самонаблюдения позволяет в этом случае установить характер усилии, предпринимаемых ребенком для преодоления возникающих у него затруднений. Основная часть беседы, следующая за установлением контакта ребенком, может содержать несколько этапов. Сначала школьнику сообщается о том, что в жизни людей бывают различные трудные ситуации, трудные случаи, которые вызывают волнение, переживание, требуют умения во-время собраться, не растеряться и т.д. Однако примеры каких-либо трудных ситуаций, по возможности, не приводятся, чтобы избежать влияния на дальнейшие ответы. После этого ребенку задаются вопросы о том, б ы в а ю т ли в его жизни трудные ситуации, происходят ли они в школе или вне школы. На это, как правило, следует утвердительный ответ и рассказ об 1-3 ситуациях, которые ребенок считает для себя трудными. В каждом из этих случаев устанавливаются причины, по которым ситуация рассматривалась ребенком как трудная. Так, например, для многих детей трудной является ситуация получения неудовлетворительной отметки. Однако причины этого могут быть самые разные: кто-то опасается воспитательных санкций со стороны родителей, кто-то переживает за будущую четвертную оценку, кому-то неприятны возможные насмешки одноклассников и т.д. Таким образом, наряду со сведениями, необходимыми для оказания ребенку помощи в данном конкретном случае, в этом анализе косвенным путем обнаруживается и информация о некоторых особенностях учебной мотивации школьника, о свойствах его личности. После разбора трудных ситуаций беседа направляется на выяснение особенностей поведения детей в тех случаях, которые они назвали, в частности, пытались ли они преодолеть эти ситуации и что для этого делали. Характер получаемых ответов позволяет судить о том, насколько конструктивно поведение ребенка, имеются ли у него навыки саморегуляции поведения и отрицательных эмоциональных состояний, использует ли он какие-либо средства саморегуляции (самовнушение, самоприказ и др.). Иллюстрацией первых двух этапов беседы могут служить выдержки из протокола беседы с учеником Димой А. (10 лет): Эксп.: У тебя бывают в школе трудные ситуации? Дима: Да, бывают. Когда я случайно, нечаянно, окно разбил. Или когда опаздываю на урок. Эксп.: Почему эти случаи трудны для тебя? Дима: Когда окно разбил, я не знал, как объясниться, потому что меня повели к директору. Было немного страшно. Эксп.: Ты что-нибудь делал, чтобы было не так страшно? Дима: Я старался приказать себе и думать о том, что ответить. Старался сдержать себя, чтобы не убежать оттуда, Эксп.: А почему трудно, когда опаздываешь на урок?Дима: Потому что тебя ругают и не дают объясниться, и возражают на ту причину, о которой ты говоришь. Поэтому не знаешь, что сказать, ведь тебя все равно считают виноватым. Эксп.:Что ты делаешь в таких случаях? Дима: Я всегда молчу. Я приказываю себе молчать. А плачу я только от обиды. Эксп.: Еще у тебя бывают трудные ситуации? Дима: Больше нет. Однако не все школьники этого возраста обладают достаточно высоким уровнем рефлексии, чтобы подробно описать свои переживания и свое поведение в трудных ситуациях. Поэтому третий этап беседы направлен на то, чтобы облегчить детям возможность рассказать о себе. Школьникам предлагается ряд ситуаций, которые требуют умения управлять своим поведением и способны вызвать затруднения (например, ответ у доски перед классом, контрольная работа, спортивные соревнования и др.). Для этих ситуаций устанавливается степень их трудности для ребенка и выявляются особенности его поведения. Иллюстрацией этого этапа может служить выдержка из протокола беседы с Наташей Р. (10 лет). Эксп.: У тебя бывают случаи, когда нужно суметь не растеряться, взять себя в руки? Наташа: Нет, не бывает. Эксп.: Ответ у доски - это трудная ситуация? Наташа: Иногда да. Эксп.: А ты делаешь что-нибудь, чтобы не теряться при ответе? Наташа: Ничего не делаю. Эксп.: Тебе приходилось участвовать в спортивных соревнованиях? Наташа: Да. Я волновалась. Эксп.: А ты делала что-нибудь, чтобы не волноваться? Наташа: Да, я говорила себе: "Спокойно. Только не волноваться!" Я всегда так говорю себе, когда волнуюсь. Помимо названных групп вопросов, непосредственно направленных на выявление способов поведения в трудных ситуациях, школьнику предлагается дать совет своему другу, который оказался в такой ситуации. При этом выбирается какая-либо ситуация, предварительно названная самим ребенком, или любая другая, по его желанию. Давая ответ, школьник может называть различные варианты поведения, демонстрируя тем самым уровень информированности о возможных способах действия в этой ситуации. На заключительном этапе беседы устанавливаются источники имеющихся у детей сведений о способах преодоления трудных ситуаций. Таковыми могут оказаться сверстники, родители или другие взрослые, книги, телепередачи; кроме того, некоторые весьма эффективные способы овладения трудными жизненными ситуациями дети способны вырабатывать для себя сами. Результаты, получаемые в ходе подобной беседы, являются показательными во многих отношениях. Прежде всего, они дают возможность узнать от самого ребенка о том, какие трудности существуют в его жизни. Конечно, вряд ли можно полагать, что эти трудности ограничиваются только перечисленными школьником случаями, т.к. многие стороны жизни им еще не до конца осознаются. Однако, если у ребенка действительно есть актуальная проблема, она так или иначе проявит себя в его рассказе о трудных ситуациях, а возможно, и станет центральным моментом всей беседы. Такой проблемой может быть неблагополучие в учебе, несложившиеся отношения с одноклассниками, сложные отношения в семье и т.д. Для обнаружения этой проблемы имеют значение не только называемые ребенком трудные ситуации, но и вся палитра проявляемых им в ходе беседы поведенческих и эмоциональных реакций. Помимо этого, такая беседа в ряде случаев может иметь определенный психотерапевтический эффект, особенно для тех Детей, которые испытывают серьезные затруднения в саморегуляции поведения в повседневных ситуациях (ответ у доски и др.). Результат беседы позволяет выявить таких детей и организовать с ними в дальнейшем коррекционную работу. В случае анализа существующих у детей трудных ситуаций и способов их преодоления результаты беседы могут быть дополнены данными наблюдения за детьми в реальных трудных ситуациях, результатами тестирования (в частности, показаниями теста "рисуночной ассоциации" Розенцвейга), характеристиками учителей и родителей. "Дискуссионный диалог" как один из приемом профориентационной работы с учащимися. Исходя из результатов массовых опросов школьников с целью определения их профессиональных намерений, учащихся можно разделить на четыре категории по степени сформированное их профессиональных планов. Работа с каждой отдельной категорией учащихся проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп. Обозначим данные категории учащихся:
Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им были показаны пути дальнейшего получения образования, учебное заведение, в котором можно получить данную специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению в будущем данной профессией.
Школьники, которые не знают, куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению. Знакомство с различными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. С данным контингентом учащихся можно достаточно эффективно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить как бы "первотолчком" для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий.
Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.)овладение данной профессией либо существенно ограничено для них, либо совершенноневозможно. В данном случае необходима работа по реориентации. В задачу деятельности школьного психолога входит определение системы мер педагогических и психологических воздействий на данного школьника с целью его реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью - с другой.
Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий, часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружающих людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Нам представляется, что именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны школьного психолога.
Основной целью работы школьного психолога с этими учащимися является не только разрешение противоречий, но и выработка устойчивого и целенаправленного профессионального выбора. Наиболее эффективным средством для этого служит индивидуальная профконсультационная беседа с учеником, которую мы называем "дискуссионный диалог". Цель данной профконсультационной беседы - актуализация знаний и представлений школьника о каждой из предпочитаемых профессий, установление соответствия своих способностей и возможностей требованиям, которые предъявляет профессия к человеку. На основе сравнения ученик может определить свой выбор. Профессиональная консультация предполагает индивидуальную или групповую работу со школьниками на основе знания их склонностей, интересов, способностей и других психологических свойств и качеств личности. Поэтому проведению профконсуль-тационной беседы должно предшествовать изучение личности школьника различными методами (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и учителями, различными тестовыми методиками и др.). Только на основе полученного представления о данном ученике можно приступать уже к собственно профкон-сультационной беседе. Школьный психолог имеет возможность проводить индивидуальные профконсультационные беседы не сразу в момент обращения, а через некоторое время. Правда, необходимо отметить, что в данном случае может пропасть "эффект обращения", т.е. внутренняя установка консультируемого на ожидаемую помощь, поэтому необходимость беседы в каждом конкретном случае определяется с учетом особенностей личности каждого ученика. Как же протекает сама беседа? После определенного количества уточняющих вопросов (биографических данных, данных о родителях и т.д.) и налаживания положительного контакта между консультантом и консультируемым (выработка у школьника установки на взаимное сотрудничество с целью получения им действенной помощи в профессиональном самоопределении) школьнику предлагается выбрать одну из предпочитаемых им профессий для обсуждения. Обычно школьник выбирает наиболее значимую для себя. Выбор школьником профессии для обсуждения фиксируется. Далее консультант предлагает школьнику определить ту роль, которую он будет выполнять при обсуждении. Такими ролями могут быть: либо роль защитника выбранной профессии, либо - критика ее недостатков. Данный выбор школьника также фиксируется консультантом. После определения ролей начинается диалог. Консультант занимает роль, противоположную той, которую выбрал школьник. Позиции, высказанные школьником (аргументы "за" и "против"), а также высказывания консультанта письменно фиксируются. Желательно, чтобы процесс накапливания аргументов и их фиксирования школьник мог наблюдать (в определенных случаях фиксацию аргументов можно поручить самому школьнику). Запись результатов беседы, по возможности, надо вести так, чтобы можно было осуществить как количественное, так и качественное сравнение. В процессе беседы консультант не должен перехватывать инициативу у школьника, однако нужно стараться на каждый аргумент школьника отвечать своим аргументом. Иногда консультанту необходимо для активизации интереса школьника привести свой аргумент, чтобы добиться от школьника ответного. В процессе беседы обсуждаются: значение и необходимость данной профессии, условия труда и заработной платы, перспективы профессионального роста, требования, предъявляемые профессией к личности, соответствие личностных особенностей данного школьника этим требованиям и т.д. Желательно при этом избегать категорических утверждений. Диалог продолжается до тех пор, пока не наберется достаточное количество аргументов. Затягивать обсуждение надолго не рекомендуется. Через несколько дней происходит повторная встреча психолога с консультируемым. Школьнику предлагается провести аналогичную беседу, предметом обсуждения которой явится вторая из предпочитаемых школьником профессий. Школьник опять выбирает роль. Следует учесть, что от беседы к беседе роли психолога и ученика должны меняться. Далее процедура повторяется, как и в первый раз. Количество бесед с каждым учащимся может быть разным и зависит от числа выбранных данным школьником профессий. Перерыв между беседами - три-пять дней. В результате проведения подобной серии профконсультационных бесед у школьника актуализируются его знания и представления о каждой из предпочитаемых им профессий. Иногда целесообразно после окончания беседы дать возможность школьнику ознакомиться с фиксируемыми результатами бесед и сравнить их. В процессе беседы психолог пытается провести соответствие между личностными особенностями школьника и требованиями, которые предъявляет к личности данная профессия, поэтому до беседы желательно ознакомиться с профессиограммой данной профессии (и даже иметь ее при себе для ознакомления школьника). Данные, которые накапливаются у психолога в результате изучения школьника до беседы и в процессе ее, дают возможность определить, к какой из профессий более расположен сам школьник и какой из них он наиболее соответствует по своим личностным особенностям. В случае расхождения между желанием и возможностью посвятить себя той или иной профессии, процесс разрешения данного альтернативного вопроса должен быть предоставлен самому школьнику. Главным достоинством методики "дискуссионный диалог" является то, что школьнику оказывается действенная помощь в его профессиональном самоопределении, при этом исключается или, во всяком случае, достаточно сильно ограничивается какое-либо внешнее давление на его выбор со стороны. Определенную модификацию данной методики с успехом можно применять и с группой учащихся при условии достаточного развития классного коллектива. Необходимо также отметить, что объектом профконсультационной работы является не только сам ученик, но также и его родители, а иногда учителя, влияние которых на профессиональное самоопределение подростка часто достаточно велико.
28. Общее представление о методе наблюдения
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованномвосприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
- Вопросы к экзамену.
- Общие представления о методологии науки
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
- 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Взаимосвязь методологии, методов и методик
- К эмпирическим:
- По способу обработки данных
- К интерпретационным
- Методологические требования к качеству педагогических исследований
- Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
- Структурная модель этапов педагогических исследований
- Аналитический
- Проектный
- Экспериментальный
- Виды надежности.
- Виды валидности
- 4 Типа внешних критериев:
- Эмпирическая валидность.
- Конструктная валидность.
- Валидность "по содержанию".
- "Прогностическая" валидность.
- "Ретроспективная" валидность.
- Конвергентная и дискриминантная валидность.
- 2.2 Выборочное распределение
- Роль эксперта
- Сравнение с другими методами
- Подбор экспертов
- Предварительная группа
- Рабочая группа
- Подготовка экспертов к работе
- Особые требования
- Формы проведения
- Очный опрос
- Заочный опрос
- Анализ результатов
- Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
- Социометрическая процедура.
- Социометрическая карточка
- Социометрические индексы
- Общие сведения
- Виды беседы
- Рефлексивное и нерефлексивное слушание
- Рефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- 1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.
- 2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.
- 3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.
- 1. Знаки одобрения действий партнёра:
- 2. Оценочные жесты и позы:
- 3. Жесты и позы защиты:
- 1. Намеренный обман. Партнёр утверждает нечто заведомо ложное. Однако, если вы выражаете сомнение, ярко демонстрирует обиду и даже оскорблённое самолюбие. Что делать?
- Особенности проведения беседы с детьми и подростками
- Примеры использования беседы в практике школьного психолога
- Общие сведения
- Предмет наблюдения
- Средства наблюдения
- Классификация наблюдений
- По систематичности различают
- По фиксируемым объектам
- По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
- Этический кодекс apa и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения
- Недостатки метода наблюдения
- Классификации видов психологического наблюдения
- История метода
- Варианты метода
- Преимущества и недостатки метода
- Интроспективная психология
- 1. Понятие и общая логика психологического исследования
- 2. Разработка концепции и планирование исследования
- 3. Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
- 4. Подбор методов и методик исследования
- 5. Определение объема выборки исследования
- 6. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
- 7. Описание и представление результатов исследования
- Деятельность экспереминтатора и поведение испытуемых
- Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
- Инструкция испытуемому[6]
- Проблема выборки
- Подробнее
- Явные и скрытые эксперименты
- Классификации экспериментов в зависимости от способа проведения
- В зависимости от условий проведения выделяют
- В зависимости от результата воздействия выделяют
- В зависимости от этапа исследования
- В зависимости от уровня осознанности
- Организация эксперимента Безупречный эксперимент
- Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
- Преимущества
- Недостатки
- Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
- Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
- 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
- Глава 3. Экспериментальное исследование
- 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
- 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
- Основные этапы научного исследования
- Вопросы к экзамену.