Особенности проведения беседы с детьми и подростками
Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивалось, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы "разговорить" ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и так называемых "трудных" детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми. В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головоломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, которые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение. Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени, причем маленьких детей рекомендуется называть так, как их обычно называет мама. Вообще речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении беседы с детьми. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения "взрослой" речи могут быть понятны ребенку, поэтому, организуя беседу, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей. Кроме того, чтобы самому понимать ребенка, психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко распространенный подростковый и молодежный сленг. Не вызывает сомнения, что получаемые в беседе данные, степень их полноты и достоверности зависят от того, насколько опрашиваемое лицо способно к самонаблюдению. Между тем, хорошо известно, что возможности детей в этом отношении ограничены. Так, например, способность к спонтанной интроспекции, т.е. сознательному наблюдению собственных эмоциональных Реакций и их вербализации, появляется у большинства детей только в подростковом возрасте. Однако это не означает, что с детьми можно разговаривать только о каких-то внешних, объективных фактах их жизни и нельзя обсуждать возникающие У них переживания, эмоциональные реакции и т.д. В принципе Дети способны описать свои мысли и чувства, но имеют в этом ограниченные возможности и не обладают достаточно развитыми навыками припоминания событий. Именно поэтому в беседе с детьми особенно велика роль правильно заданного вопроса. Правильно сформулированный и вовремя поставленный вопрос не только позволяет психологу получить необходимые сведения, но и выполняет своеобразную развивающую функцию: он помогает ребенку осознать собственные переживания, расширяет возможность вербализации субъективных состояний. Умение подобрать нужные вопросы, отыскать для каждого ребенка индивидуальную тактику ведения беседы является довольно трудных делом и во многом зависит от опыта психолога, наличия у него творческого подхода к использованию данного метода. Признанный мастер беседы с детьми Ж. Пиаже писал по этому поводу: "Как трудно удержаться от чрезмерного многословия, особенно педагогу, расспрашивая ребенка! Как трудно удержаться от невольного внушения ему своих мыслей! А всего труднее отыскать средний путь, избежав и чрезмерной систематичности, вызванной заранее разработанной концепцией, и полной хаотичности фактов, к которой приводит отсутствие какой-либо направленной гипотезы! В сущности говоря, хороший экспериментатор должен соединять в себе два обычно несовместимых качества: он должен знать, как наблюдать, то есть позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его высказываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен быть постоянно настороже, чтобы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-то теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить. Начинающий исследователь либо подсказывает ребенку то, что он ожидает от него получить, либо же не подсказывает ему совершенно ничего, потому что не ищет ничего определенного; нечего и говорить, что в этом случае он ничего и не найдет. Короче, это нелегкая задача...". Проводя беседу с детьми, психологу очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, поскольку отмеченная выше асимметричность отношений в ситуации опроса ребенка усугубляется еще и возрастной дистанцией. По мнению И. Шванцары, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии:
психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;
он должен принимать ребенка таким, каков он есть;
своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;
4) психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при э т о м — все понимает. Реализация такого отношения, основанного на создании атмосферы безусловного принятия, искренности и открытости, помогает ребенку проявить свои возможности, "раскрыться" и поэтому оказывает существенное психотерапевтическое воздействие. Поскольку психологу часто приходится иметь дело с "проблемными" детьми, испытывающими разного рода затруднения, такое воздействие в большинстве случаев оказывается необходимым. При проведении беседы нередко возникает проблема регистрации данных. Обычно выбор возникает между использованием магнитофона и письменным фиксированием ответов. Последнее является более предпочтительным, т.к. позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает его. Конечно, не все высказывания возможно записать дословно. Однако ключевые моменты в ответах детей требуют точной записи и ее, как правило, удается сделать. Для регистрации невербальных компонентов сообщения: пауз, интонаций, тона, темпа речи и др., учет которых необходим при интерпретации полученных данных, обычно применяется система сокращений, кодов, которую каждый психолог вырабатывает для себя по мере приобретения практического опыта ведения беседы. Рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, нужно соблюдать условия конфиденциальности. Если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка. В зависимости от целей исследования беседа может иметь разное содержание. Так, на первых этапах работы, когда необходимо получить возможно более полное представление об особенностях ребенка и установить характер его проблем, беседа проводится обычно по типу диагностического интервью, которое носит общий характер и направлено на "зондирование" различных аспектов жизни: выяснение интересов и склонностей ребенка, его положения в семье, отношения к родителям, братьям, сестрам отношения к школе и одноклассникам, установление наиболее частых форм поощрения и наказания, связанных с этим способов реагирования и т.д. Диагностически ценным может оказаться выяснение того, что сам ребенок считает для себя главной проблемой. Беседа может иметь и более частный характер, затрагивая какие-то отдельные аспекты жизни ребенка.
- Вопросы к экзамену.
- Общие представления о методологии науки
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
- 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Взаимосвязь методологии, методов и методик
- К эмпирическим:
- По способу обработки данных
- К интерпретационным
- Методологические требования к качеству педагогических исследований
- Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
- Структурная модель этапов педагогических исследований
- Аналитический
- Проектный
- Экспериментальный
- Виды надежности.
- Виды валидности
- 4 Типа внешних критериев:
- Эмпирическая валидность.
- Конструктная валидность.
- Валидность "по содержанию".
- "Прогностическая" валидность.
- "Ретроспективная" валидность.
- Конвергентная и дискриминантная валидность.
- 2.2 Выборочное распределение
- Роль эксперта
- Сравнение с другими методами
- Подбор экспертов
- Предварительная группа
- Рабочая группа
- Подготовка экспертов к работе
- Особые требования
- Формы проведения
- Очный опрос
- Заочный опрос
- Анализ результатов
- Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
- Социометрическая процедура.
- Социометрическая карточка
- Социометрические индексы
- Общие сведения
- Виды беседы
- Рефлексивное и нерефлексивное слушание
- Рефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- 1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.
- 2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.
- 3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.
- 1. Знаки одобрения действий партнёра:
- 2. Оценочные жесты и позы:
- 3. Жесты и позы защиты:
- 1. Намеренный обман. Партнёр утверждает нечто заведомо ложное. Однако, если вы выражаете сомнение, ярко демонстрирует обиду и даже оскорблённое самолюбие. Что делать?
- Особенности проведения беседы с детьми и подростками
- Примеры использования беседы в практике школьного психолога
- Общие сведения
- Предмет наблюдения
- Средства наблюдения
- Классификация наблюдений
- По систематичности различают
- По фиксируемым объектам
- По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
- Этический кодекс apa и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения
- Недостатки метода наблюдения
- Классификации видов психологического наблюдения
- История метода
- Варианты метода
- Преимущества и недостатки метода
- Интроспективная психология
- 1. Понятие и общая логика психологического исследования
- 2. Разработка концепции и планирование исследования
- 3. Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
- 4. Подбор методов и методик исследования
- 5. Определение объема выборки исследования
- 6. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
- 7. Описание и представление результатов исследования
- Деятельность экспереминтатора и поведение испытуемых
- Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
- Инструкция испытуемому[6]
- Проблема выборки
- Подробнее
- Явные и скрытые эксперименты
- Классификации экспериментов в зависимости от способа проведения
- В зависимости от условий проведения выделяют
- В зависимости от результата воздействия выделяют
- В зависимости от этапа исследования
- В зависимости от уровня осознанности
- Организация эксперимента Безупречный эксперимент
- Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
- Преимущества
- Недостатки
- Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
- Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
- 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
- Глава 3. Экспериментальное исследование
- 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
- 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
- Основные этапы научного исследования
- Вопросы к экзамену.