Предварительная группа
Подбор специалистов для участия в экспертном опросе, начинается с определения научных, технических и административных проблем, непосредственно связанных в решением поставленной задачи.
Составляется список компетентных в необходимых областях лиц, который служит основой для выбора экспертов.
Формирование группы потенциальных экспертов начинается методом «снежного кома». Оценив число возможных кандидатов в эксперты, решается вопрос о численности экспертной группы.
Оптимальное количество вряд ли возможно определить точно, но очевидно, что в малой группе экспертов на итоговую оценку оказывает излишнее влияние оценка каждого из экспертов. Слишком большое число экспертов затрудняет формирование согласованного мнения. Кроме того, при увеличении числа участников уменьшается роль нестандартных мнений, отличающихся от мнения большинства, но не всегда оказывающихся неправильными.
Принципиальное значение имеет возможность обеспечения «равноправия» учёных-специалистов различных направлений, различного уровня компетентности с учётом специфики исследуемой проблемы.
Тем не менее, можно установить некоторые общие требования, подразумевающие выяснение следующих параметров:
компетентность потенциального эксперта в исследуемой области
эрудированность в смежных областях
учёная степень
звание
стаж научной или практической работы в определённой сфере
должностное положение
принципиальность
объективность
способность творчески мыслить
интуиция.
Реестр качеств, которыми должен обладать «идеальный» эксперт, с которым предпочтительно работать:
креативность, то есть способность творчески решать задачи, метод решения которых полностью или частично не известен
эвристичность, то есть способность видеть или создавать неочевидные проблемы
интуиция — способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания пути движения мысли к этому заключению
предикаторность, то есть способность предсказывать, предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта
независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения
всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения.
- Вопросы к экзамену.
- Общие представления о методологии науки
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
- 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Взаимосвязь методологии, методов и методик
- К эмпирическим:
- По способу обработки данных
- К интерпретационным
- Методологические требования к качеству педагогических исследований
- Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
- Структурная модель этапов педагогических исследований
- Аналитический
- Проектный
- Экспериментальный
- Виды надежности.
- Виды валидности
- 4 Типа внешних критериев:
- Эмпирическая валидность.
- Конструктная валидность.
- Валидность "по содержанию".
- "Прогностическая" валидность.
- "Ретроспективная" валидность.
- Конвергентная и дискриминантная валидность.
- 2.2 Выборочное распределение
- Роль эксперта
- Сравнение с другими методами
- Подбор экспертов
- Предварительная группа
- Рабочая группа
- Подготовка экспертов к работе
- Особые требования
- Формы проведения
- Очный опрос
- Заочный опрос
- Анализ результатов
- Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
- Социометрическая процедура.
- Социометрическая карточка
- Социометрические индексы
- Общие сведения
- Виды беседы
- Рефлексивное и нерефлексивное слушание
- Рефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- 1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.
- 2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.
- 3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.
- 1. Знаки одобрения действий партнёра:
- 2. Оценочные жесты и позы:
- 3. Жесты и позы защиты:
- 1. Намеренный обман. Партнёр утверждает нечто заведомо ложное. Однако, если вы выражаете сомнение, ярко демонстрирует обиду и даже оскорблённое самолюбие. Что делать?
- Особенности проведения беседы с детьми и подростками
- Примеры использования беседы в практике школьного психолога
- Общие сведения
- Предмет наблюдения
- Средства наблюдения
- Классификация наблюдений
- По систематичности различают
- По фиксируемым объектам
- По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
- Этический кодекс apa и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения
- Недостатки метода наблюдения
- Классификации видов психологического наблюдения
- История метода
- Варианты метода
- Преимущества и недостатки метода
- Интроспективная психология
- 1. Понятие и общая логика психологического исследования
- 2. Разработка концепции и планирование исследования
- 3. Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
- 4. Подбор методов и методик исследования
- 5. Определение объема выборки исследования
- 6. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
- 7. Описание и представление результатов исследования
- Деятельность экспереминтатора и поведение испытуемых
- Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
- Инструкция испытуемому[6]
- Проблема выборки
- Подробнее
- Явные и скрытые эксперименты
- Классификации экспериментов в зависимости от способа проведения
- В зависимости от условий проведения выделяют
- В зависимости от результата воздействия выделяют
- В зависимости от этапа исследования
- В зависимости от уровня осознанности
- Организация эксперимента Безупречный эксперимент
- Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
- Преимущества
- Недостатки
- Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
- Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
- 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
- Глава 3. Экспериментальное исследование
- 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
- 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
- Основные этапы научного исследования
- Вопросы к экзамену.