4. Подбор методов и методик исследования
Обратимся к множеству психологических эмпирических методов и рассмотрим их с позиций общенаучных критериев, предъявляемых к организации исследования.
Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на активные и пассивные. К первым относятся лабораторный эксперимент и его различные модификации, квазиэксперимент. Ко вторым -- наблюдение, клинический метод, метод анализа продуктов деятельности, измерение и корреляционные исследования, метод сбора информации, «архивное исследование» и т. д. Применяя методы первой группы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект. Используя же методы второй группы, он лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. Другое дело, что регистрировать поведение исследователь может непосредственно или применяя некоторый инструмент (опросник, тест и т. д.). Так же как и воздействовать на испытуемого он может непосредственно в ходе беседы либо организуя деятельность обследуемого в лабораторном эксперименте с помощью исследовательских средств (приборов, заданий и т. д.). Это -- второе «измерение» психологических эмпирических методов.
Существует и третье измерение: в какой мере экспериментатор использует естественнонаучный подход к исследованию или «метод понимания» -- непосредственной интерпретации поведения испытуемого, его внутреннего мира путем эмпатии или построения модели психики испытуемого в своей субъективной реальности. В чем-то (но не во всем) это измерение психологических методов сходно с измерением «инструментальность -- непосредственность».
Наблюдение тоже может быть инструментальным, например, при использовании видеозаписи, магнитофонной записи и другой аппаратуры. Однако, в отличие от измерительного корреляционного исследования, при этом отсутствует взаимодействие испытуемого с инструментом, как при измерении (выполнении теста).
В эксперименте и в ходе измерения испытуемый активно выполняет задания, а при наблюдении и опросе никакой задачи ему не ставится, он ведет себя естественным образом.
|
| |||
Экспериментатор | Испытуемый |
|
| |
| Выполнение задачи | Естественное поведение |
| |
Воздействует на процесс | Эксперимент | Беседа, опрос |
| |
Фиксирует естественный процесс | Измерение | Наблюдение |
| |
|
|
|
|
Существует еще один важный критерий (он разделяет методы организации исследования на две большие группы). Это -- критерий соответствия метода признакам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.
По этому критерию различаются методы организации исследования:
1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или корреляционное исследование.Особенность их состоит в том, что исследователь пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отбирает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определеннымобразом последовательность своих действий.
2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, метод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенностей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и выдвижения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не применяются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).
3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж. МакГиган) с методом систематического наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происходящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий именно промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкспериментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реализовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных планов.
Согласно традиции, экспериментальное исследование противопоставляется всем неэкспериментальным методам, которые рассматриваются в методологии науки с точки зрения того, чего им недостает, чтобы стать полноценным экспериментальным исследованием.
- Вопросы к экзамену.
- Общие представления о методологии науки
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
- 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Взаимосвязь методологии, методов и методик
- К эмпирическим:
- По способу обработки данных
- К интерпретационным
- Методологические требования к качеству педагогических исследований
- Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
- Структурная модель этапов педагогических исследований
- Аналитический
- Проектный
- Экспериментальный
- Виды надежности.
- Виды валидности
- 4 Типа внешних критериев:
- Эмпирическая валидность.
- Конструктная валидность.
- Валидность "по содержанию".
- "Прогностическая" валидность.
- "Ретроспективная" валидность.
- Конвергентная и дискриминантная валидность.
- 2.2 Выборочное распределение
- Роль эксперта
- Сравнение с другими методами
- Подбор экспертов
- Предварительная группа
- Рабочая группа
- Подготовка экспертов к работе
- Особые требования
- Формы проведения
- Очный опрос
- Заочный опрос
- Анализ результатов
- Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
- Социометрическая процедура.
- Социометрическая карточка
- Социометрические индексы
- Общие сведения
- Виды беседы
- Рефлексивное и нерефлексивное слушание
- Рефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- 1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.
- 2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.
- 3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.
- 1. Знаки одобрения действий партнёра:
- 2. Оценочные жесты и позы:
- 3. Жесты и позы защиты:
- 1. Намеренный обман. Партнёр утверждает нечто заведомо ложное. Однако, если вы выражаете сомнение, ярко демонстрирует обиду и даже оскорблённое самолюбие. Что делать?
- Особенности проведения беседы с детьми и подростками
- Примеры использования беседы в практике школьного психолога
- Общие сведения
- Предмет наблюдения
- Средства наблюдения
- Классификация наблюдений
- По систематичности различают
- По фиксируемым объектам
- По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
- Этический кодекс apa и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения
- Недостатки метода наблюдения
- Классификации видов психологического наблюдения
- История метода
- Варианты метода
- Преимущества и недостатки метода
- Интроспективная психология
- 1. Понятие и общая логика психологического исследования
- 2. Разработка концепции и планирование исследования
- 3. Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
- 4. Подбор методов и методик исследования
- 5. Определение объема выборки исследования
- 6. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
- 7. Описание и представление результатов исследования
- Деятельность экспереминтатора и поведение испытуемых
- Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
- Инструкция испытуемому[6]
- Проблема выборки
- Подробнее
- Явные и скрытые эксперименты
- Классификации экспериментов в зависимости от способа проведения
- В зависимости от условий проведения выделяют
- В зависимости от результата воздействия выделяют
- В зависимости от этапа исследования
- В зависимости от уровня осознанности
- Организация эксперимента Безупречный эксперимент
- Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
- Преимущества
- Недостатки
- Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
- Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
- 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
- Глава 3. Экспериментальное исследование
- 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
- 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
- Основные этапы научного исследования
- Вопросы к экзамену.