3. Жесты и позы защиты:
- холодный, чуть прищуренный взгляд, искусственная улыбка; такое выражение лица говорит о том, что ваш собеседник "на пределе" и, если не принять срочные меры, снижающие напряжённость, может произойти срыв;
- руки, скрещённые на груди, с пальцами, охватившими бицепсы; такая поза свидетельствует о неприятии партнёром вашей позиции по обсуждаемому вопросу, он готов пойти в атаку и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас; этот приём используется, когда собеседники остро полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции; поза скрещённых рук нередко сопровождается нетерпеливым взглядом, покачиванием головой, резкими жестами, в этом случае лучше замедлить свою речь и движения, как бы предлагая партнёру последовать вашему примеру;
- приподнятые плечи и опущенная голова; такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги; она может говорить о том, что ваш собеседник обижен, оскорблён вашими словами; постарайтесь переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему; когда увидите, что он успокоился, осторожно выясните причину его претензий к вам.
Некоторые рекомендации по трактовке поведения партнёра приведены в таблице 11.
КАК ТРАКТОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ
вверх
Таблица11
Поведение | Трактовка | Ваши действия |
Руки сцеплены на груди | Оборонительная позиция | Беседу не завершать |
Лёгкое постукивание пальцами по какому-либо предмету | Нетерпение | Беседу следует закончить |
Молитвенно сложенные ладони, пальцы слегка расставлены | Чувство превосходства: собеседник считает, что он хитрее | Удостовериться, что нет подвоха, беседу следует прекратить |
Собеседник потирает глаза | Недоверие | Подумать |
Собеседник грызёт ногти | Неуверенность, страх | Убедить принять ваши условия |
Лёгкий наклон головой вбок | Спокойствие, удовлетворение | Беседу можно заканчивать |
Если искушённые в общении люди умеют не проявлять свои эмоции жестами и телодвижениями, то никто не способен контролировать размер своих зрачков. Они расширяются или сужаются Непроизвольно и тем самым передают информацию о реакции собеседника. Вообще взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом (см. таблицу 12).
КАК ТРАКТОВАТЬ ВЗГЛЯД
вверх
Таблица 12
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Ваши действия |
Подъём головы и взгляда вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением лица и глаз | Подождите минуту, подумаю | Контакт прервать |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повторите | Усиление контакта |
Улыбка, лёгкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Поддержание контакта |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял что вам нужно | Поддержание контакта |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить вас себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уход от контакта |
Взгляд вниз | Страх и желание уйти | Уход от контакта |
Обязательным элементом любой встречи является рукопожатие. Оно может быть весьма информативным, особенно если внимательно контролировать его интенсивность и длительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии. Влажные руки бывают у людей при сильном волнении. Чуть-чуть затянувшееся рукопожатие (наряду с улыбкой и тёплым взглядом) демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнёра в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения - он как будто попал в капкан.
Говорить следует негромко и спокойно. Помните золотое правило: содержание речи, аргументация должны быть твёрдыми, а форма выражения - мягкой (чаще бывает наоборот). Старайтесь говорить коротко и весомо. Избегайте слов-паразитов: "как говорят", "честно сказать", "вот", "ну" и т.п. Жесты и мимика должны быть сдержанными. Не перебивайте собеседника, что бы он ни говорил (это трудно, но даёт удивительный эффект). Слушайте внимательно, даже если собеседник не прав: любая информация полезна. Говорите только о деле, не препятствуя партнёру высказываться на любую тему. Это будет выгодно отличать вас. Не переходите на "ты", особенно если ваш собеседник моложе вас или ниже по служебному, общественному положению. Деловую беседу лучше вести, сидя рядом (на расстоянии вытянутой руки). Беседа, когда один находится во главе стола в кресле, а другой напротив него на стуле, создаёт неравенство положений и предполагает конфронтацию. Старайтесь во время деловой встречи периодически смотреть в лицо собеседнику. Желательно не делать ничего руками (не вертеть карандаш или пепельницу, не листать блокнот и т.п.) - это отвлекает и снижает значимость беседы. Не следует постоянно поглядывать на часы, поправлять галстук, пить воду - одним словом, суетиться.
Прежде, чем закурить, спросите разрешение у партнёра, даже если вы старше его по положению. Впрочем, если сможете, лучше не курите во время деловой беседы.
Иногда ваш собеседник будет пытаться манипулировать вами в ходе разговора. Общие правила противодействия манипулятивным приёмам (особенно в деловой беседе) состоят в том, чтобы:
- распознать тактику партнёра;
- открыто поставить о ней вопрос;
- подвергнуть сомнению законность и желательность такой тактики, то есть обсудить её.
Опишем некоторые распространённые приёмы нечестной игры и варианты реагирования на них.
- Вопросы к экзамену.
- Общие представления о методологии науки
- 1.1. Понятие метода в узком и широком смысле
- 1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
- 1.3. Виды и формы рефлексии научного знания
- 1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
- Взаимосвязь методологии, методов и методик
- К эмпирическим:
- По способу обработки данных
- К интерпретационным
- Методологические требования к качеству педагогических исследований
- Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
- Структурная модель этапов педагогических исследований
- Аналитический
- Проектный
- Экспериментальный
- Виды надежности.
- Виды валидности
- 4 Типа внешних критериев:
- Эмпирическая валидность.
- Конструктная валидность.
- Валидность "по содержанию".
- "Прогностическая" валидность.
- "Ретроспективная" валидность.
- Конвергентная и дискриминантная валидность.
- 2.2 Выборочное распределение
- Роль эксперта
- Сравнение с другими методами
- Подбор экспертов
- Предварительная группа
- Рабочая группа
- Подготовка экспертов к работе
- Особые требования
- Формы проведения
- Очный опрос
- Заочный опрос
- Анализ результатов
- Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.
- Социометрическая процедура.
- Социометрическая карточка
- Социометрические индексы
- Общие сведения
- Виды беседы
- Рефлексивное и нерефлексивное слушание
- Рефлексивное слушание
- Нерефлексивное слушание
- 1. Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного, чем критический настрой, когда вы готовы ухватиться за недостатки любой идеи.
- 2. Убеждённость в невозможности пойти навстречу партнёру.
- 3. Мнение о том, что затруднения собеседника - его проблема.
- 1. Знаки одобрения действий партнёра:
- 2. Оценочные жесты и позы:
- 3. Жесты и позы защиты:
- 1. Намеренный обман. Партнёр утверждает нечто заведомо ложное. Однако, если вы выражаете сомнение, ярко демонстрирует обиду и даже оскорблённое самолюбие. Что делать?
- Особенности проведения беседы с детьми и подростками
- Примеры использования беседы в практике школьного психолога
- Общие сведения
- Предмет наблюдения
- Средства наблюдения
- Классификация наблюдений
- По систематичности различают
- По фиксируемым объектам
- По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение
- Неосознанное внутреннее наблюдение
- Неосознанное внешнее наблюдение
- Наблюдение окружающей среды
- Этический кодекс apa и наблюдения
- Этапы исследования методом наблюдения
- Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения
- Недостатки метода наблюдения
- Классификации видов психологического наблюдения
- История метода
- Варианты метода
- Преимущества и недостатки метода
- Интроспективная психология
- 1. Понятие и общая логика психологического исследования
- 2. Разработка концепции и планирование исследования
- 3. Определение переменных, признаков, параметров изучаемого явления
- 4. Подбор методов и методик исследования
- 5. Определение объема выборки исследования
- 6. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение
- 7. Описание и представление результатов исследования
- Деятельность экспереминтатора и поведение испытуемых
- Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
- Инструкция испытуемому[6]
- Проблема выборки
- Подробнее
- Явные и скрытые эксперименты
- Классификации экспериментов в зависимости от способа проведения
- В зависимости от условий проведения выделяют
- В зависимости от результата воздействия выделяют
- В зависимости от этапа исследования
- В зависимости от уровня осознанности
- Организация эксперимента Безупречный эксперимент
- Тема 1.1 в свою очередь подразделяется на вопросы:
- Преимущества
- Недостатки
- Глава I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
- 1.1 Содержание понятия детского творчества
- 1.2 Особенности развития творчества в дошкольном детстве
- 1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
- Глава 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
- 2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- 2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
- 2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
- Глава 3. Экспериментальное исследование
- 3.1 Этапы и методы экспериментального исследования
- 3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
- Основные этапы научного исследования
- Вопросы к экзамену.