logo
доделать 6

26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста- психолога непосредственной психологической помощи, людям нуждающимся в ней, в виде советов и рекомендации. Они даются на основе личной беседы психолога и клиента и предварительного изучения той проблемы, с которой столкнулся клиент. Основные этапы проведения психологического консультирова­ния следующие:

Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о кли­енте, Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лич­но встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совмест­ную работу с клиентом. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проб­леме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практиче­ские рекомендации по решению его проблемы. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и оговариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом получен­ных им практических советов и рекомендаций. - На первом этапе психологического консультирования, как пра­вило, не выделяются и не применяются никакие специальные про­цедуры. На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на прове­дение консультации, снятия психологических барьеров общения пси­холога-консультанта с клиентом. Для нейтрализации возможного отрицательного действия комп­лексов и снятия психологических барьеров используется процеду­ра «снятие психологических барьеров»-. При применении этой про­цедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психоло­гической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверен­ность, вызывает доверие к себе. На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а так­же процедуры активизации мышления и памяти клиента, процеду­ры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностиче­ские процедуры. Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиен­та, психолог-консультант время от времени — чаще всего тогда, ког­да сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта — словами. Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиент состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех слу­чаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно вы­пажена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. На четвертом этапе проведения психологического консультиро­вания могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъ­яснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, кон­кретизация. Виды псих. консультирования1)интимно-личностное; 2)семейное; 3)психолого-педагогическое; 4)деловое.