23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: целенаправленность; мотивированность; предметность.
Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются: научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др. Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); тренинги и др. Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. 1. В целеполагающую группу входят следующие функции: ориентационная; развивающая; мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); информационная. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
2. В организационно-структурную группу входят следующие функции: конструктивная; организаторская; коммуникативная; гностическая. Так, конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организаторская функция реализуется через организацию: а) информации в процессе сообщения ее учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает: а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Важнейшим этапом вхождения России в инновационное информационное общество является пересмотр подходов к профессиональной деятельности педагогами высших школ. Традиционная педагогическая деятельность в основном является репродуктивной. Но всё ускоряющееся обновление информации приводит к быстрому устареванию системы знаний, умений и навыков (ЗУН) педагогов, требует от них непосредственного и непрерывного развития и самосовершенствования не только в своей специальности, но и в смежных с ней науках. Кроме обновления системы ЗУН, педагогу необходимо расширять виды и формы преподавания, задействовать новейшие информационные технологии. Возрастание уровня требований к профессиональной подготовке специалистов-практиков, способных решать проблемы с помощью новейших средств и методик, связано с усложнением рыночной среды, ростом конкуренции. Для преподавателя определяющими должны являться следующие виды педагогической деятельности: профессиональная (по базовой специальности) - включает систему ЗУН педагога по предмету; научно-исследовательская - педагог должен заниматься научной работой и владеть информацией о новейших достижениях научной и практической деятельности в своей сфере; учебная - включает навыки преподавания, умение адаптировать информацию для её оптимального усвоения; организаторская и управленческая - в рамках расширения распространения дистанционной формы обучения педагог любой специальности должен обладать навыками организации и проведения дистанционных занятий, использовать электронное обучение (Интернет, мультимедиа), управлять конференциями, семинарами, координировать работу разнесённых во времени и пространстве групп учащихся и контролировать уровень получаемых ими знаний. Так как вербальная коммуникация между участниками заменяется письменным общением, педагогу важно обладать высокой информационной культурой. В своей деятельности по подготовке специалистов педагог должен придерживаться следующих функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного и решать следующие задачи: вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, позволяющий применить приобретенные знания на практике; развивать коммуникативные умения студентов при совместной работе по анализу и решению проблем; формировать умения грамотной работы с информацией, сбора и анализа фактов, аргументировать собственное мнение по проблеме и делать необходимые обобщения. Дуализм деятельности педагога заключен в том, что с одной стороны, он даёт знания студентам, с другой стороны, сам непрерывно должен учиться, причем его учебная деятельность должна работать на опережение. При переподготовке особенно важно ориентироваться на субъект-субъектные отношения, поскольку практические специалисты могут владеть той информацией, которая ещё не является общедоступной, вследствие чего может быть неизвестна педагог
- 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- 3.Характеристика психических процессов и состояний.
- 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.
- 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
- 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10. Психология обучения. Особенности и структура учебной деятельности.
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.
- 12. Культура и человек: этнопсихологический контекст.
- 13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
- 14.Психология общения.
- 15.Предмет, задачи и методы психолого –педагогической антропологии.
- 16.Психологическое здоровье: сущность, структура, критерии нарушений.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 19. Профессиональное самоопределение: задачи, типология, уровни реализации возможностей.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
- 24.Задачи и направления деятельности психологической службы в системе образовании.
- 25.Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
- 27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
- 28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.
- 29. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка.
- 30.Психологическое консультирование кризисных ситуаций.
- 32.Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.
- 33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
- 34. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.
- 35. Математико-статистические приемы обработки данных психодиагностического обследования. Компьютерная психодиагностика.
- 2. Корреляционный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.
- 41. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы.
- 42.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.
- 43.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция готовности ребенка к обучению в школе.
- 44.Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- 45. Игровые методы активного социально- психологического обучения.
- 47. Психология семьи и семейных отношений.
- 48. Дискуссия как метод маспо.