1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
симптоматическую;
каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
познавательной сферы;
личности;
аффективно-волевой сферы;
поведенческих аспектов;
межличностных отношений.
- внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
- детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
индивидуальную;
групповую:
- в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
- смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
программированную;
импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
директивную
недирективную.
6. По продолжительности:
сверхкороткую (сверхбыструю);
короткую (быструю);
сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания – личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер,
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживании. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
38. Методы развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Арттерапия. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Использование проективного рисунка. Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике терапевтов семейного центра творчества «Клевер в силу своей универсальности. Метод предполагает недирективный подход к клиенту и успешно используется как в работе с детьми, так и в работе со взрослыми. Песочная терапия для детей активизирует правое полушарие и дает возможность клиенту проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии человека. Метод песочной терапии для детей эффективно применяется психологами и психотерапевтами нашего центра для решения разнообразных психологических проблем.
- 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- 3.Характеристика психических процессов и состояний.
- 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.
- 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
- 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10. Психология обучения. Особенности и структура учебной деятельности.
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.
- 12. Культура и человек: этнопсихологический контекст.
- 13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
- 14.Психология общения.
- 15.Предмет, задачи и методы психолого –педагогической антропологии.
- 16.Психологическое здоровье: сущность, структура, критерии нарушений.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 19. Профессиональное самоопределение: задачи, типология, уровни реализации возможностей.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
- 24.Задачи и направления деятельности психологической службы в системе образовании.
- 25.Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
- 27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
- 28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.
- 29. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка.
- 30.Психологическое консультирование кризисных ситуаций.
- 32.Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.
- 33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
- 34. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.
- 35. Математико-статистические приемы обработки данных психодиагностического обследования. Компьютерная психодиагностика.
- 2. Корреляционный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.
- 41. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы.
- 42.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.
- 43.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция готовности ребенка к обучению в школе.
- 44.Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- 45. Игровые методы активного социально- психологического обучения.
- 47. Психология семьи и семейных отношений.
- 48. Дискуссия как метод маспо.