13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
Социальная группа - любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциальные, негативного - асоциальные. Социально – психологическая характеристика больших групп. Большая группа –это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. Признаки больших социальных групп: 1) имеют структурную и функциональную организацию; 2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции; 3) определенный психический склад, групповая психология; 4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие. Виды больших социальных групп: 1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей: а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей; б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей; 2) по времени существования: а) длительно существующие группы (классы, нации);б) временно существующие группы (толпа, аудитория); 3) по организованности-неорганизованности: а) организованные группы (партии, союзы); б) неорганизованные (толпа); 4) по возникновению: а) возникшая стихийно (толпа); б) организованная сознательно (партии, ассоциации); 5) по контактности членов группы: а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой; б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания); 6) по открытости: а) открытые; б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп. Общая характеристика малой группы. Малая группа –это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении. Социометрическая структура малой группы –это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности. Основные характеристики социометрической структуры малой группы: 1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; 2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы; 3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных. Коммуникативная структура малой группы –это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе. Основные характеристики коммуникативной структуры группы: 1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; 3) тип коммуникативных связей между членами группы: а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая); б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная). Ролевая структура малой группы –это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей. При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются: 1) роли, связанные с решением задач: 2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы: Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия. Виды малых групп. По порядку возникновения: первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.); По общественному статусу: 1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями; 2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают. По непосредственности взаимосвязей: 1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге; 2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).
- 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- 3.Характеристика психических процессов и состояний.
- 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.
- 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
- 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10. Психология обучения. Особенности и структура учебной деятельности.
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.
- 12. Культура и человек: этнопсихологический контекст.
- 13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
- 14.Психология общения.
- 15.Предмет, задачи и методы психолого –педагогической антропологии.
- 16.Психологическое здоровье: сущность, структура, критерии нарушений.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 19. Профессиональное самоопределение: задачи, типология, уровни реализации возможностей.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
- 24.Задачи и направления деятельности психологической службы в системе образовании.
- 25.Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
- 27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
- 28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.
- 29. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка.
- 30.Психологическое консультирование кризисных ситуаций.
- 32.Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.
- 33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
- 34. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.
- 35. Математико-статистические приемы обработки данных психодиагностического обследования. Компьютерная психодиагностика.
- 2. Корреляционный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.
- 41. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы.
- 42.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.
- 43.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция готовности ребенка к обучению в школе.
- 44.Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- 45. Игровые методы активного социально- психологического обучения.
- 47. Психология семьи и семейных отношений.
- 48. Дискуссия как метод маспо.