logo
доделать 6

28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.

Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений. Первое – проблемы, связанные с воспитанием детей. Второе – проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей. Третье – интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессиональном самоопределении.

Четвертое – личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.

Все эти направления родительских запросов тесно связаны с половозрастными особенностями детей и, следовательно, имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ребенка. В первую очередь, конечно, возрастом.

Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребенком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды); невнимательность; неорганизованность поведения; лживость (за которую принимают как «псевдоложь», т.е. детское фантазирование, так и ложь во спасение, из страха быть наказанным, упрямство, необщительность, неуважение к родителям, неподчинение, грубость... Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности. Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом? Прежде всего – наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения). Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на нее родителей, и взгляд ребенка, и материалы психодиагностики). В любом случае психолог должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями. Причины нарушения детско-родительских отношений – это прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей. В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

1.Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2.Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы: первая – усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.; вторая – работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния.

Еще один важный момент консультирования по проблеме детско-родительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка. При этом важно задавать себе вопросы: что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению? Могла ли спровоцировать вспышку гнева создавшаяся ситуация? Каков «вклад взрослого» в возникновение конфликта? Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые «одинаково метят жизненный путь человека». Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми.

Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Большинство обращений к психологу связано с проблемами, возникающими в процессе воспитания детей. Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений: 1. проблемы, связанные с воспитанием детей; 2. проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей; 3. интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста; 4. личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.

На первом году жизни ребенка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу. Родителю необходимо знать, что главной, ее еще называют витальной, т.е. жизненно важной, потребностью младенца в возрасте от рождения и до года является потребность в общении с матерью. И это общение должно быть эмоционально окрашенным и личностно значимым для обоих. Параллельно с психофизическим развитием ребенка идет его воспитание. Малыша учат «пожалеть маму», «погладить киску», «спеть песенку бабушке».

Ранний возраст. В это время у детей развиваются общие движения, действия с предметами, появляются первые игры. Особую роль играет формирование навыков самостоятельности, развитие понимания обращенной к малышу речи и формирование его собственной речи. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться сюжетная игра, он учится строить распространенные фразы и придаточные предложения, задает разнообразные вопросы. Кроме предметного мира ребенок познает и себя, и возможности своего тела. Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям, характерным для его ближайшего окружения. Основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы.

Дошкольный возраст. В этом возрасте целесообразно познакомить детей с приемами систематического ухода за собственным телом. Малышу необходимо даже еще не понять, а присвоить значимость здорового образа жизни, ценность здоровья как основной составляющей счастливой жизни. У дошкольника активно развиваются многие психические процессы – внимание, произвольная память, сфера образов–представлений, опосредованное запоминание, зрительная ориентировка в пространстве, воображение, эмоциональный контроль, совершенствуется наглядно-образное мышление и формируются мыслительные операции словесно-логического уровня. В плане развития познавательной деятельности взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в признании его достижений (не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, а привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям), формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за результаты работы.

В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития ребенка – соподчинение мотивов, т. е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. На консультацию к психологу часто обращаются родители дошкольников с жалобами на их агрессивное поведение. Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественная агрессия, которая представлена псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Известен еще один вид детской агрессивности – «инструментальная агрессия», которая преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Основные усилия специалистов в области преодоления детской агрессивности направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом.

Младший школьный возраст – следующий период всплеска родительских запросов на консультацию у специалиста. В первую очередь он связан с проблемами дезадаптации ребенка в системе школьного обучения. И хотя в первом классе ребенку могут не выставлять оценки, не давать задание на дом, родитель остро ощущает, что радость первых дней пребывания ребенка в школе быстро сменилась нежеланием идти в класс, соскальзыванием в те виды деятельности, которые казались навсегда оставленными в дошкольном детстве, а в отдельных случаях – уходом ребенка в болезнь или общее соматическое недомогание. Помочь родителям разобраться, почему так случилось, – задача специалиста.

Причины школьной неуспешности на начальных этапах обучения имеют как биологический, так и социальный характер. К биологическим причинам могут быть отнесены: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности.

Среди социально-психологических причин чаще отмечаются социальная депривация, педагогическая запущенность ребенка, плохие условия воспитания и жизнеобеспечения, жестко нормативный стиль семейного воспитания и иные психотрав-мирующие воздействия среды

Беспокойство родителей по поводу проблем обучения ребенка в первом классе может иметь мнимые и истинные причины. Если причины запроса родителя реально связаны с обучением ребенка, необходимо всесторонне разобраться в проблеме. Консультант должен четко понимать границы собственной компетентности. Ребенка нужно проконсультировать у таких специалистов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед. Если есть подозрения на трудности, связанные с сенсорной недостаточностью, – у профильного специалиста (отоларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифлопедагога и др.).

Для младшего школьного возраста характерна еще одна проблема – детской самостоятельности.

Подростковый возраст – самый трудный для родителей, именно в этот период у них возникает множество проблем с детьми. Спокойные, уравновешенные дети становятся буйными, агрессивными, неуправляемыми. С ними-то и возникают многочисленные проблемы, по поводу которых обращаются родители. Во-первых, необходимо выслушать их жалобы. Некоторые психологи «слишком быстро понимают проблему» и сразу стараются перейти к работе по ее преодолению. Во-вторых, надо четко выделить проблему, которая заявлена родителем или выявлена в ходе совместного обсуждения. Психолог не может решать все имеющиеся у человека проблемы, но он обязан ограничить задачу и по объему и по времени. При таком подходе к консультированию возможно получение достаточно быстрого и эффективного результата, который устраивает и клиента, и психолога. В-третьих, психологическая помощь не должна быть постоянной. Это не значит, что родитель не имеет возможности обратиться к психологу в следующий раз, когда процесс консультирования по данной проблеме будет завершен. Клиент всегда вправе прийти к специалисту. Но со стороны психолога непрофессионально все время помогать семье в трудных ситуациях.

В результате консультант должен научить родителей за внешними проявлениями детских поступков видеть их мотивы. А в мотивах усматривать тип семейных отношений, который в первую очередь с их помощью сложился в семье. Такой взгляд на имеющиеся у детей проблемы помогает родителям лучше осознавать свои собственные трудности, а следовательно, закладывает основу для преодоления негативных последствий собственного воспитания.