33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
Критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики делятся на частные группы.
По типу применяемых тестовых заданий методики делятся на опросные (вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (вид собственной творческой продукции испытуемого), действенные (комплекс практических действий), физиологические (анализ физиологических реакций организма человека).
По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные и бессознательные.
По форме представления тестового материала испытуемым методики делятся на бланковые (тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме), технические (тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе), сенсорные (материал в виде физических стимулов).
По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (показатели, не зависящие от желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (данные, зависящие от их желания).
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими .
По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них оценивается одно свойство, а вторые – тем, что предназначены для психодиагностики нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. Многомерные подразделяются на несколько частных методик – подшкалы, оценивающие отдельные психологические качества.
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании.
К стандартизированным методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологической. процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпритации получаемых показателей. Валидность – одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее её обоснованность и указывающее на степень соответствия получаем. информации диагностируемому психическому свойству. Психологическое тестирование. Тест – метод исследования личности, построенный на её оценке по результатам стандартизирован. задания, испытания, пробы с заранее определённой надёжностью и валидностью. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Количественные показатели, выражающие различные отдельные свойства можно представить в виде спец. диагностограммы –психодиагностического профиля. Требования предъявляемые к тестам: 1) необходимость их социокультурной адаптации, т.е. соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившихся в том или ином обществе; 2) простота формулировок и однозначность тестов. заданий, исключающих их различное толкование; 3) ограниченное время выполнения тестовых заданий; 4) необходимость наличия тестовых норм для данного теста(т.е репрезентированные средние показатели по данному тесту, представляющих большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психического развития. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемому: бланковые, аппаратурные - для предъявления и обработки результатов тестирования, фиксации результатов используются спец. технические средства. По характеру действий испытуемых: предметные - задания теста требуют совершенных предметных действий с объектом в наглядно-действенном плане; вербальные - деятельность испытуемого осуществляется в словесно - логической форме, а задания направленны на оперирование словами; невербальные - материал представлен в виде чертежей, картинок, графич. изображений, упражнения с которыми требуют активного использования воображения. По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп: 1. Тесты интеллекта 2. Тесты достижений. 3. Тесты способностей.4. Личностные тесты. 5. Групповые тесты. Проективные методики- основан. на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны наблюдению или опросу. Специфика проективного метода состоит в его направленности на выявлен.субъективно-конфликтных отношений. Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.п. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет отхватить большее кол-во испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Свободный опрос- разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможность вариантов ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Стандартизированный опрос проводится с помощью интервью-анкеты, в котором заранее подготовлены вопросы и возможные ответы на них ограниченны узкими рамками. Анкетирование -одна из наиболее распространенных .форм опроса. Анкета-это структурно организован.набор вопросов, каждый из которого логически связан с центральной задачей исследования. Метод эксперимента. Эксперимент-это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных(экспериментальных) условий и направленные на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. Специфика эксперимента заключается в том, что в нём целенаправленно и продуктивно создаётся ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Выделяют 3 вида эксперимента: лабораторный, естественный, формирующий. Приборные психофизиологические методики. Позволяют с помощью спец.приборов регистрировать диагностически значимые показатели(дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус). Чаще всего применяется для диагностики функционального состояния человека.
- 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- 3.Характеристика психических процессов и состояний.
- 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.
- 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
- 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10. Психология обучения. Особенности и структура учебной деятельности.
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.
- 12. Культура и человек: этнопсихологический контекст.
- 13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
- 14.Психология общения.
- 15.Предмет, задачи и методы психолого –педагогической антропологии.
- 16.Психологическое здоровье: сущность, структура, критерии нарушений.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 19. Профессиональное самоопределение: задачи, типология, уровни реализации возможностей.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
- 24.Задачи и направления деятельности психологической службы в системе образовании.
- 25.Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
- 27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
- 28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.
- 29. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка.
- 30.Психологическое консультирование кризисных ситуаций.
- 32.Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.
- 33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
- 34. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.
- 35. Математико-статистические приемы обработки данных психодиагностического обследования. Компьютерная психодиагностика.
- 2. Корреляционный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.
- 41. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы.
- 42.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.
- 43.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция готовности ребенка к обучению в школе.
- 44.Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- 45. Игровые методы активного социально- психологического обучения.
- 47. Психология семьи и семейных отношений.
- 48. Дискуссия как метод маспо.