27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
Профессиональный консультант, занимающийся практической работой, должен иметь представление о различных техниках, так как это позволяет ему быть более гибким и расширяет набор его профессиональных знаний и умений.
ТЕХНИКА АКТИВНОГО ВЫСЛУШИВАНИЯ. Всего выделяют четыре приема - поощрение, повторение, отражение, обобщение.
1. Поощрение. Цели: а) продемонстрировать заинтересованность и поддержать у собеседника стремление к рассказу. Реализация приема. Не надо соглашаться или не соглашаться с тем, что Вы слышите.
2. Повторение. Цели: а) показать, что Вы слушаете и заинтересованы; б) показать, что Вы улавливаете факты. Реализация приема. Повторяйте основные мысли собеседника, подчеркивая важные факты.
3. Отражение. Цели: а) показать, что Вы слушаете и заинтересованы; б) показать, что Вы понимаете чувства собеседника. Реализация приема. Отражайте ведущие чувства собеседника.
4. Обобщение. Цели: а) собрать воедино все важные мысли, факты и т. п.; б) заложить основу для дальнейшего обучения. Реализация приема. Повторяйте, отражайте и обобщайте основные мысли и чувства.
ТЕХНИКА ВОПРОСОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Любой вопрос должен быть обоснован. Задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Для начинающего консультанта это весьма сложная проблема. Он начинает слишком беспокоиться, о чем же спросить еще клиента, забывая основное правило -клиента надо слушать.
ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЫЧНЫХ СХЕМ МЫШЛЕНИЯ И УСТАНОВОК. Мешающие схемы мышления и неадекватные представления могут быть изменены с помощью сознательного когнитивного процесса. Для этого необходимы следующие четыре шага: распознавание (Клиента можно расспрашивать о его установках в отношении определенных проблемных ситуаций, лиц, с которыми он конфликтует, его поведения и эмоциональных реакций), вербализация (Для выявления таких мыслей или установок следует добиваться, чтобы клиент произносил их (вербализация) в конкретной форме и желательно от первого лица, по возможности в гротесковой форме), анализ (Затем консультант вместе с клиентом старается проанализировать возникновение и последствия подобных установок) и изменение (Дать клиенту дополнительную объективную информацию для реалистической оценки той или иной ситуации или проблемы).
ТЕХНИКА АКТИВИЗАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ. Предпосылкой применения техники, способствующей выражению эмоций, является открытая позиция консультанта в отношении эмоциональных проявлений его клиента.
ТЕХНИКА ПОДДЕРЖКИ. Во время применения техники поддержки консультант использует пять приемов. 1. Подкрепление. Применение подкрепления возможно в том случае, когда между клиентом и психологом установились продуктивные рабочие отношения и клиент проявляет достаточную активность. 2. Одобрение. Оно содержит в себе сильный элемент внушения и порождает надежду на улучшение. Интервенции, содержащие одобрение, адресованы лишенным энергии, охваченным унынием клиентам. 3. Структурирование. Многие клиенты могут заблуждаться, оценивая себя и условия своей жизни, причем не только в кризисных состояниях. Здесь консультант может выступить в роли «второго Я», разъясняющего происходящее, но излагать необходимо так, чтобы не породить у клиента неуверенности. 4. Деловая информация. Такая информация может успокоить клиента и уменьшить испытываемый им страх. 5. Быть рядом с клиентом. Многие клиенты чувствуют себя одинокими, непонятыми, несносными. Психолог может показать этим людям, что он готов установить с ними отношения согласия, быть рядом с ними ж поддержать их.
ТЕХНИКА РАБОТЫ С ЭМОЦИЯМИ. Эмоциональные техники, применяемые в процессе психологического консультирования, ориентированы в первую очередь на эмоциональную, а не на интеллектуальную сферу клиента и включают в себя анализ его эмоциональных переживаний. К эмоциональным техникам относятся приемы ободрения и успокоения клиента, отражения чувств, самораскрытия консультанта.
МЕТА-МОДЕЛЬ. Мета-модель дает возможность связать язык клиента и его личный опыт, отраженный в слове. Она создана для того, чтобы помочь консультанту использовать формы коммуникации клиента. Содержание информации может бесконечно варьироваться, но способ выдачи информации будет закономерен именно для этого человека, и консультант, реагируя определенным образом, сможет получить наиболее полное представление о внутренних процессах клиента.
ТЕХНИКА «БАРХАТНЫЙ КАТОК». Эта техника особенно полезна, когда клиент находится в ситуации упорного негативного восприятия самого себя, а консультант при взаимодействии с клиентом может весьма внятно услышать собственное внутреннее оценочное бормотание, негативность и желание делать умные замечания.
Техника «Бархатный каток» (переоценка) состоит в нахождении для каждой жалобы клиента, какой бы грустный или тяжелой она ни была, иного контекста. В этом новом контексте жалоба клиента превращается в совершенство в его жизни.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения. Метафора может оказаться чрезвычайно полезным инструментом общения в тех случаях консультирования, обучения и терапии, когда необходим поиск нового понимания проблем клиента.
- 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- 3.Характеристика психических процессов и состояний.
- 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.
- 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
- 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10. Психология обучения. Особенности и структура учебной деятельности.
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.
- 12. Культура и человек: этнопсихологический контекст.
- 13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
- 14.Психология общения.
- 15.Предмет, задачи и методы психолого –педагогической антропологии.
- 16.Психологическое здоровье: сущность, структура, критерии нарушений.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 19. Профессиональное самоопределение: задачи, типология, уровни реализации возможностей.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
- 24.Задачи и направления деятельности психологической службы в системе образовании.
- 25.Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
- 27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
- 28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.
- 29. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка.
- 30.Психологическое консультирование кризисных ситуаций.
- 32.Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.
- 33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
- 34. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.
- 35. Математико-статистические приемы обработки данных психодиагностического обследования. Компьютерная психодиагностика.
- 2. Корреляционный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.
- 41. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы.
- 42.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.
- 43.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция готовности ребенка к обучению в школе.
- 44.Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- 45. Игровые методы активного социально- психологического обучения.
- 47. Психология семьи и семейных отношений.
- 48. Дискуссия как метод маспо.