3.Характеристика психических процессов и состояний.
Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. К основным свойствам восприятия следует отнести предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность- восприятие даст целостный образ предмета, он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Структурность- данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Константность относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Свойства памяти – воспроизведение- процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, запоминание, забывание, хранение, Виды памяти : 1) по характеру запоминаемого материала можно выделить зрительную, слуховую и осязательную. 2)в зависимости от способа запоминания: логическая и механическая. 3)по длительности сохраняемого материала: долговременная, кратковременная. 4) в зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить: произвольная, непроизвольная Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки образов, обретенных в прошлом опыте; психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Встречаются 1)воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач; 2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Внимание - сосредоточенность сознания и деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. 6 свойств :1)устойчивость- проявляется в способности в течение длительного времени сохранить сосредоточение внимания на чём-либо, не отвлекаясь. 2) сосредоточенность внимания (рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от др. -концентрация. 3)переключаемость понимается как перевод В. с одного объекта на др., с одного вида деятельности на др. 4)распределение – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. 5)объем внимания определяется количеством информации, которая одновременно способна сохраняется в сфере повышенного внимания человека 6) избирательность. Мышление —процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. Виды: 1.Наглядно-действенное; 2.Наглядно-образное; 3.Словесно-логическое. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Функции: коммуникативная,информационная,эмоционально-выразительная,регулятивная. Психические состояния. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних органах, измененное состояние сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек не отдает отчета в своих действиях, что проявляется либо в сильной и беспорядочной двигательной активности, либо в напряженной скованности движений и речи («онемел от ужаса», «застыл от удивления»). Депрессия — временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Фрустрация — психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. Стресс - функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Классификация психических состояний.
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:
а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса
б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния
в) влияния психических состояний на деятельность.
При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.
По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
4.Возстно-психологические особенности человека. Периодизация: Дошкольное детство: Младенчество (0-1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).; Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет);Ранняя взрослость: Юность(18-23года).;Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).; Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).
Развитие человека характеризуется особенностями:
1. Характерно качественное своеобразие каждого этапа.
2.Неравномерность отдельных сторон развития - наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) не совпадает по времени с личностной зрелостью (гражданская зрелость) и как субъекта труда (трудоспособность). Виды возрастов: паспортный (количество лет), биологический; социальный возраст; психологический (планы, перспективы будущей жизни).
3.Необратимость - объективно вернуть себя в предыдущий возраст нельзя.
4.Преемственность – все последующие стадии связаны с предыдущими стадиями развития.
5.Сензитивность – на отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию у него определенных качеств.
6.Критический характер (переходные возрасты).
7.Многонаправленность – наличие не только роста, но и упадка и потерь. Развитие – любое изменение (позитивное, негативное).
8.Пластичность.
9.Возрастные индивидуализации по мере взросления и старения.
10.Мобильность – отсутствие жесткой предопределенности.
Возраст | Жизненный путь, этап карьеры | Ведущая деятельность, задача карьеры | Психологические проблемы |
до 7 лет | Раннее детство | Непосредственное эмоциональное общение и игра |
|
Младенчество (новообразование-комплекс оживления; соц. ситуация-полная зависимость от взрослого), ранний возраст (новообразование-половая идентификация, самосознание; соц.ситуация-сотрудничество со взрослым) | |||
7-12 | Младший школьный возраст (центром соц.ситуации развития становится учитель, новообразования -словесно-логическое мышление, произвольная память и внимание, появление учебных мотивов, произвольность | Учебная деятельность, ролевая игра |
|
12-15 | Подростковый период (соц.ситуация – чувство взрослости, новообразования – склонность к рефлексии, половое созревание, развитие волевых качеств, самоопределение). | Учебная деятельность, увлечения, общение со сверстниками |
|
15-22 | Юность (новообразование – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», соц.ситуация – вступление в самостоятельную жизнь). | Выбор карьеры, учебная профессиональная деятельность | Развитие самоидентификации, баланс независимости с эмоциональной поддержкой. |
15-22 | Предкарьера: исследования | Получение образования | Выявление собственных потребностей и интересов. Формирование реалистической оценки своих способностей. |
22-30 | Переход "юноша" – "взрослый" | Женатый | Сообщение личных потребностей и интимных отношений. |
22-30 | Ранняя карьера: испытание | Получение первой работы | Развитие уверенности в себе работы с другими. |
30-38 | Зрелость | Родители маленьких детей | Установка на родительские обязанности, поддержание близких отношений. |
30-38 | Ранняя карьера: достижение устойчивости | Выбор сферы компетентности, получение статуса постоянного работника | Принятие решения относительно уровня профессиональных обязанностей. Работа над недостатками первого проекта. |
38-45 | Середина жизни | Родитель подростков | Переоценка ценностей. Амбивалентное отношение к детям. |
38-45 | Середина карьеры | Переоценка возможностей карьеры. Подготовка к наставничеству. | Переоценка собственных амбиций. Решение конфликта "рабочая жизнь – личность". |
45-55 | Середина зрелости | Родитель взрослых детей | Построение более глубоких семейных отношений ("осень чувств") |
45-55 | Середина карьеры | Наставничество | Работа с более молодыми, быстро растущими коллегами. Использование мудрости и опыта. |
55-62 | Переход к последней жизненной фазе | Дедушка, бабушка маленьких внуков | Появление новых хобби и занятий. Финансовая и эмоциональная помощь семьям детей. |
55-62 | Поздняя карьера: поддержание достигнутого | Принятие стратегических решений в организации, выполнение широких функций. | Появление новых хобби и занятий. Забота о благополучии компании. Принятие политических решений. |
62-70 | Поздняя зрелость | Дедушка, бабушка внуков-подростков | Подготовка к приближающемся концу жизни, подведение итогов. |
62-70 | Поздняя карьера | Вдовец, вдова, примирение с уменьшением власти | Поиск новых источников удовлетворения помимо работы. |
- 2. Методы психолого-педагогического исследования.
- 3.Характеристика психических процессов и состояний.
- 5. Закономерности, факторы и движущие силы психического развития и формирования личности.
- 6. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.
- 7. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста.
- 9. Сущность и психологические механизмы воспитания человека.
- 10. Психология обучения. Особенности и структура учебной деятельности.
- 11. Психологические аспекты работы с одаренными детьми.
- 12. Культура и человек: этнопсихологический контекст.
- 13. Большие и малые группы: основные параметры и структуры.
- 14.Психология общения.
- 15.Предмет, задачи и методы психолого –педагогической антропологии.
- 16.Психологическое здоровье: сущность, структура, критерии нарушений.
- 18.Сущность и характеристика профориентации.
- 19. Профессиональное самоопределение: задачи, типология, уровни реализации возможностей.
- 20. Задачи и методы конфликтологии. Стадии управления конфликтом.
- 23. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности.
- 24.Задачи и направления деятельности психологической службы в системе образовании.
- 25.Психологическое просвещение и профилактика как направление деятельности практического психолога.
- 26.Психологическое консультирование как вид психологической помощи.
- 27. Техники и технология проведения психологического консультирования.
- 28.Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей во взаимоотношениях с детьми.
- 29. Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка.
- 30.Психологическое консультирование кризисных ситуаций.
- 32.Понятие психодиагностики, предмет и структура психодиагностики.
- 33. Общие критерии классификации психодиагностических методик, характеристика стандартизированных методик.
- 34. Требования к построению и проверке психодиагностических методик.
- 35. Математико-статистические приемы обработки данных психодиагностического обследования. Компьютерная психодиагностика.
- 2. Корреляционный анализ
- 36. Психологическое заключение: сущность, виды.
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 39. Психологические особенности индивидуальной и групповой психолого-педагогической коррекции.
- 41. Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы.
- 42.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.
- 43.Психологическая диагностика и психолого-педагогическая коррекция готовности ребенка к обучению в школе.
- 44.Психологическая модель психотерапии: задачи и характеристика.
- 45. Игровые методы активного социально- психологического обучения.
- 47. Психология семьи и семейных отношений.
- 48. Дискуссия как метод маспо.