logo
доделать 6

3.Характеристика психических процессов и состояний.

Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. К основным свойствам восприятия следует от­нести предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция. Предметность восприятия это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность- восприятие даст целостный образ предмета, он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Структурность- данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Константность относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Свойства памяти – воспроизведение- процесс воссоздания образа предмета, вос­принимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, запоминание, забывание, хранение, Виды памяти : 1) по характеру запоминаемого материала можно выделить зрительную, слуховую и осязательную. 2)в зависимости от способа запоминания: логическая и механическая. 3)по длительности сохраняемого материала: долговременная, кратковременная. 4) в зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить: произвольная, непроизвольная Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки образов, обретенных в прошлом опыте; психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Встречаются 1)воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач; 2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Внимание - сосредоточенность сознания и деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. 6 свойств :1)устойчивость- проявляется в способности в течение длительного времени сохранить сосредоточение внимания на чём-либо, не отвлекаясь. 2) сосредоточенность внимания (рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от др. -концентрация. 3)переключаемость понимается как перевод В. с одного объекта на др., с одного вида деятельности на др. 4)распределение – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. 5)объем внимания определяется количеством информации, которая одновременно способна сохраняется в сфере повышенного внимания человека 6) избирательность. Мышление —процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. Виды: 1.Наглядно-действенное; 2.Наглядно-образное; 3.Словесно-логическое. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Функции: коммуникативная,информационная,эмоционально-выразительная,регулятивная. Психические состояния. Аффекты - стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые дают разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю. Для аффекта характерен сверхвысокий уровень активации, изменения во внутренних органах, измененное состояние сознания, его сужение, концентрация внимания на каком-либо одном объекте, уменьшение объема внимания. Изменяется мышление, человеку трудно предвидеть результаты своих поступков, целесообразное поведение становится невозможным. Тормозятся не связанные с аффектом психические процессы. Важнейшими показателями аффекта являются нарушение произвольности действий, человек не отдает отчета в своих действиях, что проявляется либо в сильной и беспорядочной двигательной активности, либо в напряженной скованности движений и речи («онемел от ужаса», «застыл от удивления»). Депрессия временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Фрустрация — психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. Стресс - функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Классификация психических состояний.

Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:

а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса

б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния

в) влияния психических состояний на деятельность.

При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.

Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.

Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

4.Возстно-психологические особенности человека. Периодизация: Дошкольное детство: Младенчество (0-1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).; Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет);Ранняя взрослость: Юность(18-23года).;Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).; Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).

Развитие человека характеризуется особенностями:

1. Характерно качественное своеобразие каждого этапа.

2.Неравномерность отдельных сторон развития - наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) не совпадает по времени с личностной зрелостью (гражданская зрелость) и как субъекта труда (трудоспособность). Виды возрастов: паспортный (количество лет), биологический; социальный возраст; психологический (планы, перспективы будущей жизни).

3.Необратимость - объективно вернуть себя в предыдущий возраст нельзя.

4.Преемственность – все последующие стадии связаны с предыдущими стадиями развития.

5.Сензитивность – на отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию у него определенных качеств.

6.Критический характер (переходные возрасты).

7.Многонаправленность – наличие не только роста, но и упадка и потерь. Развитие – любое изменение (позитивное, негативное).

8.Пластичность.

9.Возрастные индивидуализации по мере взросления и старения.

10.Мобильность – отсутствие жесткой предопределенности.

Возраст

Жизненный путь, этап карьеры

Ведущая деятельность, задача карьеры

Психологические проблемы

до 7 лет

Раннее детство

Непосредственное эмоциональное общение и игра

Младенчество (новообразование-комплекс оживления; соц. ситуация-полная зависимость от взрослого), ранний возраст (новообразование-половая идентификация, самосознание; соц.ситуация-сотрудничество со взрослым)

7-12

Младший школьный возраст (центром соц.ситуации развития становится учитель, новообразования -словесно-логическое мышление, произвольная память и внимание, появление учебных мотивов, произвольность

Учебная деятельность, ролевая игра

12-15

Подростковый период (соц.ситуация – чувство взрослости, новообразования – склонность к рефлексии, половое созревание, развитие волевых качеств, самоопределение).

Учебная деятельность, увлечения, общение со сверстниками

15-22

Юность (новообразование – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», соц.ситуация – вступление в самостоятельную жизнь).

Выбор карьеры, учебная профессиональная деятельность

Развитие самоидентификации, баланс независимости с эмоциональной поддержкой.

15-22

Предкарьера: исследования

Получение образования

Выявление собственных потребностей и интересов. Формирование реалистической оценки своих способностей.

22-30

Переход "юноша" – "взрослый"

Женатый

Сообщение личных потребностей и интимных отношений.

22-30

Ранняя карьера: испытание

Получение первой работы

Развитие уверенности в себе работы с другими.

30-38

Зрелость

Родители маленьких детей

Установка на родительские обязанности, поддержание близких отношений.

30-38

Ранняя карьера: достижение устойчивости

Выбор сферы компетентности, получение статуса постоянного работника

Принятие решения относительно уровня профессиональных обязанностей. Работа над недостатками первого проекта.

38-45

Середина жизни

Родитель подростков

Переоценка ценностей. Амбивалентное отношение к детям.

38-45

Середина карьеры

Переоценка возможностей карьеры. Подготовка к наставничеству.

Переоценка собственных амбиций. Решение конфликта "рабочая жизнь – личность".

45-55

Середина зрелости

Родитель взрослых детей

Построение более глубоких семейных отношений ("осень чувств")

45-55

Середина карьеры

Наставничество

Работа с более молодыми, быстро растущими коллегами. Использование мудрости и опыта.

55-62

Переход к последней жизненной фазе

Дедушка, бабушка маленьких внуков

Появление новых хобби и занятий. Финансовая и эмоциональная помощь семьям детей.

55-62

Поздняя карьера: поддержание достигнутого

Принятие стратегических решений в организации, выполнение широких функций.

Появление новых хобби и занятий. Забота о благополучии компании. Принятие политических решений.

62-70

Поздняя зрелость

Дедушка, бабушка внуков-подростков

Подготовка к приближающемся концу жизни, подведение итогов.

62-70

Поздняя карьера

Вдовец, вдова, примирение с уменьшением власти

Поиск новых источников удовлетворения помимо работы.