12. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Она является условием более успешного решения всех профессиональных задач и установления педагогически целесообразных взаимоотношений педагогов и учащихся. Именно чувства, которые возникают у учителя в ходе познания учащихся, начинают затем оказывать воздействие и на последующую оценку их личностно-деловых качеств.
Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явление, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств ученика. Чем больше ученик нравится учителю, тем выше он оценивает все его качества и наоборот. Оценка учителем отдельных учащихся может не совпадать с общегрупповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на формировании отношений педагога и учеников. Учащиеся видят, что учитель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоятельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в ученическом коллективе.
Явление идеализации во многом служит основой выделения так называемых любимчиков. Так, учитель математики идеализирует учащихся, хорошо успевающих по его предмету, хотя часто в коллективе они не занимают ведущего положения. Естественно, и в установлении взаимоотношений с классом эти учителя будут опираться на "любимых" учеников, а это не только не помогает, а, напротив, затрудняет установление педагогически целесообразных взаимоотношений.
Однако выделение "любимчиков" — явление, часто психологически неосознаваемое и не всегда отрицательное. Ровное отношение со всеми учащимися не всегда залог успеха. Одинаковое отношение и к добросовестному ученику и к нерадивому, с одной стороны, понижает активность первого и отрицательно сказывается на отношениях учителя с классом, а с другой — создает благоприятные условия для "нарушителей спокойствия". Чтобы этого не случилось, нужно четко дифференцировать отношение учителя не только к разным группам учащихся, но и к каждому ученику в отдельности, не снижая при этом требовательности.
Таким образом, свои отношения с учащимися учитель строит, опираясь на данные им оценки. Педагогически целесообразными они будут в том случае, если, оценивая действия, поступки и поведение учащихся, он учитывает мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ученика в контексте общей (предварительной) оценки личности.
- 1. Делайте все вовремя
- 2. Не болтайте лишнего
- 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы
- 4. Думайте о других, а не только о себе
- 5. Одевайтесь, как положено
- 6. Говорите и пишите хорошим языком
- 4. Развития этических требований в деловой сфере
- 5. Восприятие и понимание в деловом общении
- 6. Технология разрешения конфликтов.
- 1.1 Определение конфликта
- 3.1. Поведение в конфликтах
- 7. Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
- 1 Педагогическое взаимодействие
- 2 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся
- 8 Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные н.А.Березовиным, я.Л.Коломинским.
- 9. Основные варианты взаимоотношений, предложенные а.Ершовым.
- 10. Понятие о личности как высшей системы отношений человека к миру, людям и самому себе.
- 11. Межличностные отношения как межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью и динамизмом развития. Функционально - ролевые взаимоотношения и эмоциональные.
- § 2. Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений
- 12. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
- 13. Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
- 14. Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях. Позиция в.Ф.Шаталова по формированию педагогически целесообразных отношениях.
- 15. Я.Л.Коломинский о типах педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие: виды
- 16. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
- 17. Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
- 19. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- 20. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока.
- 21. Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
- 22. Система авторитарного воспитания и. Ф. Гербарта.
- 1. Открытое авторитарное давление.
- 2. Скрытое давление.
- 4. Самовоспитание.
- 23. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- 24. Понятие о доверии в психологии, педагогике, философии и социологии.
- 25. Доверительные отношения и их стадии.
- 3.2.6. Психотехнические приемы развития доверительных отношений
- 26. Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
- 27. Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
- 28. Формирование авторитетных отношений. Этапы становления авторитета.
- 1.3 Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя
- 29. Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.
- 30. Педагогика ненасилия.