logo
экз ответы психпед взаимод уч образ

15. Я.Л.Коломинский о типах педагогического взаимодействия. Педагогическое взаимодействие: виды

Педагогическое взаимодействие (П. в.) осуществляется в 2 осн. видах: 1) индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, диадическое О. «лицом к лицу» и 2) фронтальное О. педагога с целым классом или группой детей - в подсистеме «учитель-ученик-ученик» (детская группа). Межличностное взаимодействие в каждой из обозначенных подсистем требует от педагога использования разл. средств О. и опирается на разл. внутриличностные ресурсы. Есть педагоги, склонные либо к диадическому, либо к фронтальному межличностному взаимодействию, - в процессе подготовки будущего учителя необходимо формирование универсальной культуры пед. О. Существенна роль личностно-предметной опосредованности П. в.: учитель взаимодействует с учеником непосредственно (субъектсубъектное взаимодействие), и «через» преподаваемый учебный предмет (субъект-объект-субъектно). Обнаружились различия в П. в. учителей - математиков, филологов, музыкантов и т. д. Избирательность и характер оценочной деятельности в системе «учитель-ученик» детерминируется и субъективно-личностными характеристиками педагогов и предметностью межличностного П. в. Различается монопедагогическое (с детским коллективом работает один педагог) и полипедагогическое взаимодействие (П. п. в.) - с детским коллективом работают несколько учителей-предметников. В ситуации П. п. в. возникают опр. социально-психол. проблемы: психол. совместимости педагогов (психофизиологическая, индивидуально-личностная, дидактическая) и взаимодействия группы учителей, работающих с данным классом. Необходимо преодолеть представление учителей об индивидуальном характере пед. деятельности: педагоги, работающие в одном классе, зачастую не осознают, что они общаются через посредство учеников, а школьный класс - это общее поле их пед. деятельности, на к-ром они либо позитивно, либо негативно влияют друг на друга и на учеников. Для осуществления подлинного пед. сотрудничества и плодотворного П. п. в. с ученической общностью (классом) необходимо восприятие и переживание себя в кач. членов единой «педагогической команды», участники к-рой помогают друг другу для достижения общей цели. Пед. коллектив школы должен быть системой пед. команд, что также способствует профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания.