33. Метод переноса свойств.
Рассмотрим очень веселый, озорной и очень простой (для умеющего фантазировать) метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. В науке этот метод называется методом фокальных объектов.
Алгоритм очень прост.
Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в классе кукол. Посмотрим, что получится.
Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор.
Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.
Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть.
Воздушный шарик - летает, надувается, не тонет, отскакивает.
Телевизор - показывает, говорит, поет, имеет ручки управления.
Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
Итак, что же получится? Давайте фантазировать и особенно не заботиться о реальной возможности реализовать придуманное. Поехали:
Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно!
Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму - и Барби будет подогревать воду для рыбок.
Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию.
Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Барби-конструктор.
Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик.
Летающая Барби. Барби-ангел, с крылышками. Барби-лебедь, Барби-стрекоза, Барби-парашютистка. Барби летает как белка-летун или как летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах.
Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби, можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая: "Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать.
Что дает сравнение с телевизором.
Пусть Барби каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, асаны йоги.
Пусть Барби возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся.
Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок.
Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства.
Предложения, развивающие метод.
Детям очень нравится, когда "в фокус" помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог.
Можно заранее определить класс объектов на втором шаге.
Метод можно использовать для придумывания оформления магазинов, выставок, подарков.
До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию.
Лучшие выдумки надо похвалить.
34. Комбинация приемов.
"Высшим пилотажем" фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Очень интересное занятие, попробуйте. Но это под силу только смело мыслящему человеку.
Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования. Что получится?
35. Красивые древние фантазии с превращениями.
В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.
Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил серебролукого Аполлона позволить ему грустить вечно, и Аполлон превратил его в стройное дерево кипарис. С тех пор кипарис считается грустным могильным деревом.
У другого прекрасного юноши Нарцисса сложилась другая судьба. По одной версии, Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок. По другой версии, Нарцисс посмел не ответить на любовь женщины, и, по требованию других отвергнутых мужчинами женщин, он был превращен в цветок. Еще по одной версии этого мифа у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя. По четвертой версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.
Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Попробуйте и вы предложить свои не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.
Легенда о Дафне. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, юная нимфа Дафна взмолилась о помощи к богам и была превращена в лавр, ставший священным деревом Аполлона. С тех пор победителей на мусических (музыкальных) соревнованиях в честь Аполлона награждали лавровым венком. В античном искусстве Дафну (Дафнию) изображали в момент, когда, настигаемая Аполлоном, она превращается (прорастает) в лавр.
Отчаянный юноша Фаэтон не сумел справиться с конями солнечной упряжки своего отца, бога солнца Гелиоса, за что был поражен молнией Зевса. Гелиады, сестры Фаэтона, так горестно оплакивали смерть брата, что боги превратили их в тополей, листья которых всегда грустно шумят. Слезы Гелиад стали янтарем.
Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью. Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».
Но только за счет одного качества нельзя стать творческой личностью. Оно должно сочетаться с целым рядом других важных качеств. Среди них особо выделяются:
находчивость;
самокритичность и критичность;
гибкость мышления, независимость мнений;
смелость и мужество, энергичность;
упорство;
настойчивость в доведении дела до конца;
целенаправленность (без этого не мыслимы творческие достижения).
Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Особенностью творческой личности является готовность к риску. Творческих личностей не волнует соображение престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения.
К развитию творчества у личности, несомненно, способствует также и чувство юмора, остроумие, способность прождать или переживать комическое. Склонность к игре - еще одна особенность одаренного человека. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Другие важные качества творческой личности - это глубокая любовь к делу, подвижность ума, способность синтезировать и анализировать идеи, смелость и независимость суждений, умение сомневаться и сравнивать. Конечно, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве. Но нужны еще знания, умения, мастерство, безукоризненный профессионализм. Продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.
Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:
1. Этап - чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,
информационный голод («жажда познания»).
2. Этап - интуиция, творческое воображение, вдохновение.
3. Этап - самокритичность, упорство в доведении дела до конца и др.
Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческ
Педагогика творчества Творческая личность и ее жизненный путь Основные теоретические понятия Психологические особенности творческой личности Специфика детского творчества Развитие творческих способностей у детей (роль семьи, среды и воспитателя) Творческая индивидуальность педагога и особенности его работы по развитию творческих способностей Творческая личность и ее жизненный путь В среднем высокоодаренных людей рождается один на тысячу, но предрасположенность развивается у 1 из 1млн., а гением становится 1 из 10 млн. Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей, то мы получим график в виде колокола: 2,2% - сверходаренные дети; 13,5% - выше нормы; 68,2% детей имеют средний интеллект; 13,5 % - ниже нормы; 2,2% - умственно – отсталые. Творчество – это выход за пределы заданного. Первое, что бросается в глаза – это сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого. Есть две противоположные точки зрения на талант. Первая – талант – максимальная степень здоровья, и вторая – талант- это болезнь (люди, обладающие гипнозом) Традиционно, последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правда, сам Лоброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, но его эмпирические примеры в пользу этой гипотезы. «Седина и облысения, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается и у великих мыслителей. Кроме того, мыслителями, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и слабая чувствительность к голоду и холоду» Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных. Равнодушных к семейным о общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Сократ, Сенека, Гендель, По. 20 век добавил в этот список множество имен , от Фолкнера до Есенина, Фадеева и др.. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы чувствительности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей. Вывод. К которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке. Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уж об Александре Македонском, Наполеоне, Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами были Ж.Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и др. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов, самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету. Гипотеза о совместимости гения и безумия возрождается и в наши дни. Некоторые ученые считают, что гении – носители гена шизофрении.Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке – Платон, Кант, Ницше, Паскаль, Дарвин, Ньютон, Фарадей и др. Сейчас активно разрабатывается версия, что одной из причин гениальности может быть мутация генов, которая, конечно же, не может быть полезной для организма в целом, но способствует необычайно высокому уровню творческой, интеллектуальной активности., редкой работоспособности и целеустремленности. В частности. Этой проблемой занимался советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989) «Гениальность и генетика». Он доказал, на примере многих выдающихся людей, что заболевание подагрой, предрасположенность к которой передается по наследству, способствует стимуляции мозговой деятельности мочевой кислотой, которая в избытке вырабатывается у этих людей. Таким образом, мозг подагрика постоянно возбужден, как под действием очень крепкого чая или кофе. По данным Эфроимсона, подагра у гениев встречается в 12 раз чаще, чем у обычных людей. (Александр Македонский, Христофор Колумб, Иван Грозный Борис Годунов, Оливер Кромвель, Петр Первый).При синдроме Марфана повышается уровень адреналина в крови, поэтому уровень работоспособности у этих людей гораздо выше.(Непропорционально короткое туловище и необычно длинные ноги, руки, стопы, деформация грудной клетки. – Авраам Линкольн, Шарль де Голль) Творчество конечно во времени, результаты десятков исследований, посвященные анализу биографий ученых, композиторов, писателей, художников, свидетельствуют о том, что пик творческой активности приходится на период с 30 до 42-45 лет. Жизнь всех творческих людей можно разделить на 2 категории: проживших недолгую, но эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет; долгожители. Первая категория невероятно обширна – Моцарт –36, Шуберт – 31, Мендельсон – 37, Бизе – 37, Рафаэль – 37, Ван Гог – 37, Эдгар По – 40, Пушкин – 37, Гоголь – 42, Белинский – 37, Байрон – 37, Лермонтов – 26, Маяковский – 37. Грибоедов – 34, Есенин -30 , Дж.Лондон – 40, Блок – 40, Чехов – 43, Мусоргский – 42, Скрябин – 43, Ван Дейк – 42, Добролюбов - 25 . Рокова цифра – 37, следующая - 42 . Джо Дассен, А.Богатырев, В.Высоцкий. Ученые считают, что их ранняя смерть наступила от неумелого обращения с собой. Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарт, Рафаэль и др.) не доказывает его случайности, здоровый, нормальный организм оказал бы устойчивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью. Почти в каждом случае гибели или самоубийстве например, поэтов, имело место следствие переутомления от творческого процесса, невростения и тяжелая жизнь. В частности. А.С.Пушкин за последние 1,5 года своей жизни сделал 3 вызова на дуэли, поэт был крайне утомлен и сам искал смерти. Трагедия постоянной творческой активности – главная причина смерти Маяковского. По его собственным словам, в конце жизни голова его постоянно работала, усилилась разбитость, появились головные боли и т.д. Пик творческой активности, определяемый по датам опубликования важнейших трудов, открытий, изобретений, приходится на 39 лет. После этой даты следует либо медленный, либо очень быстрый, «обвальный» спад творческой активности. Пик творческой активности у представителей разных наук достигается в разные годы. Наиболее рано пик творческих достижений наблюдается у математиков – 23-30 лет, затем идут физики-теоретики и химики – 25-35 лет. Представители других естественных наук и физики-экспериментаторы –35-40. Позже всех пик творчества наблюдается у гуманитариев и философов. Чем более ценен вклад творческой личности, тем выше вероятность, что творческий пик пришелся на более молодой возраст. Некоторые исследователи считают, что существует 2 пика творческой продуктивности в течение жизни – первый приходится на 25-40 лет (в зависимости от сферы деятельности), а второй наблюдается в конце 4 десятилетия с последующим спадом после 65 лет. Но существуют и творческие долгожители – Кант – 81. Толстой – 82. Гете – 82, Ньютон – 84, Фарадей – 77. Дарвин- 73 Платон – 81. Эдисрн – 82. Нетрудно заметить, что преобладают великие философы. Ученые-теоретики писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Т.е. высокий интеллект продлевает жизнь. У некоторых наиболее выдающихся деятелей науки не наблюдается спад творческой активности даже перед смертью. Творческую активность сохраняют до глубокой старости люди, сохранившие свободолюбие, независимость взглядов, т.е. те качества, которые присущи юности. Но есть и творческие мертвецы (Глинка, Шуман. Фонвизин). ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ Над сущностью творчества задумывались крупные ученые самых различных специальностей. Однако до сих пор нет до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, его условий и стимулов, хотя некоторая общая тенденция может быть обозначена.Многие исследователи проблем ворчества склоняются к мысли, что творчество составляет сущность деятельности. Творчество также присуще человеку, как сознание, мышление, память, воображение. Предпосылкой творчества является пластичность, гибкость человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариантному видению мира. (Каждый человек видит один и тот же предмет по-разному). Согласно Фромму сущность человека выражается в следующих потребностях: познание; творчество; общение; постижение себя через других. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных материальных или духовных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей. Это высшее проявление личности в процессе ее жизнедеятельности. Творческие способности – это развитие творческого воображения. Наблюдательности, неординарного мышления. Креативность – установка личности, проявляющаяся в творческом подходе к жизни, в стремлении к реализации себя в различных сферах жизнедеятельности. В нестандартном подходе к жизненным явлениям и процессам. В поисках необычных решений и способов преодоления и компенсации рутинных элементов жизнедеятельности. Термин «креативность» ввел американский ученый Дж.Гилфорд, его дословный перевод звучит как «творческость», что не идентично традиционно используемому термину «творчество». Творчество предполагает направленность на получение определенного продукта, а творческость обозначает направленность на нестандартный подход к любому виду деятельности. Принято выделять несколько уровней развития креативности: перенос известных человеку знаний, умений, вариантов решений в условия новой ситуации; нахождение нового решения в стандартной ситуации из комбинации известных человеку идей, знаний, приемов; нахождение решений в нестандартной ситуации из комбинации известных идей, знаний, приемов; создание новых способов и порождение новых идей для решения определенных проблем; порождение идей, революционирующих ту или иную область знаний. Если пятая стадия креативности – удел немногих, то достичь первых четырех в состоянии большая часть людей в процессе развития. Психологические особенности творческой личности Люди, отличающиеся творческой направленностью личности, имеют некоторые общие характеристики. Их отличает: -независимость в суждениях; самоуважение; вера в себя; развитое чувство прекрасного; склонность к риску; внутренняя мотивация; стремление к порядку; любознательность; стремление объединить знания из различных областей; предпочтение трудных задач; готовность преодолевать препятствия; толерантность к неопределенности; готовность противостоять мнению окружающих; чувство юмора. Творческих детей отличает живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, изобретательность, богатая фантазия, нестандартность мышления, отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, способность к классификации Барьерами, тормозящими раскрытие творческого потенциала личности, является такое состояние личности, как тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, страх показаться смешным или некомпетентным. Высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к некоторой уязвимости. В ходе творческой активности креативы могут быть склонны к психофизиологическому истощению что приводит к крайним эмоциональным состояниям. Специальные исследования детей позволили выделить следующие четыре группы детей, отличающиеся уровнем развития интеллекта и креативности: высокий интеллект – высокая креативность; Высокий интеллект – низкий уровень криеативности; низкий интеллект – высокая креативность; низкий интеллект – низкий уровень креативности. Только в случае, когда высокая креативность сочетается с с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, высокая и продолжительная творческая активность. Дети имеют адекватный уровень самооценки. Они уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в виде отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, они очень тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Многие учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться. У них мало друзей, зачастую они попадают в детском коллективе в положение изгоев.Они страдают от одиночества и депрессий. Компенсируется это за счет увлечений: занятий в кружках, студиях, секциях. Часто они имеют необычные хобби. Дети с низкими уровнями интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью. Творческая личность с трудом входит в жизнь социальной группы. Большинство исследований подтверждает, что для одаренных людей характерны высокая тревожность и низкая адаптивность и как следствие личностные и межличностные проблемы. Такой человек принимает общепринятые ценности только тогда, когда они совпадают с его собственными. В школе креативы часто испытывают дискриминацию из-за ориентации на «средние оценки», унификацию программ, преобладания жесткой регламентации поведения, учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников – подростков. Поэтому, иногда к концу школьного обучения одаренные дети иногда впадают в депрессию, маскируют свои способности. Дальнейшая судьба креативов складывается в зависимости от условий среды. СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Возраст 3 – 5 лет благоприятен для творчества. Возможно, это происходит потому, что к этому возрасту ребенок, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны – еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т.д. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализации, стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, которое у ребенка к 3-4 годаи еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблематичен. Позже проблемность мира видится только небольшой группой особо творческих людей. Отсутствие богатого воображения, проявляющееся в раннем детстве (3-5) впоследствии не компенсируется ничем. После бурного развития наступает первый застой в 6 лет, возможно способность к творчеству переходит в латентное состояние. Это объясняется уменьшением роли бесознательного в регуляции поведения и возрастании критичного и рассудочности в сознании ребенка, психологи предполагают, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива, а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения, но при этом происходит активизация интеллектуальной активности. Второй сензитивный период развития творчества – 12-13 лет. В это время мы имеем дело с личностью уже во многом сложившейся, аккумулировавшей различные социокультурные влияния и переработавший их в определенную, хотя неустойчивую систему отношений с миром. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ (влияние наследственности, среды, семьи, воспитателя) Наследуются ли творческие способности, точнее креативность? Многочисленные исторические примеры, например, семейства математиков Бернулли, композиторов Бахов доказывают это. Но возможно, это лишь влияние творческой среды? Исследуя вклад наследственности на примере близнецов, ученые пришли к выводу, что вклад наследственности в развитие креативности не так уж и велик. Главный вывод, к которому пришли ученые, что индивидуальные различия в креативности определяются средой.(5% - наследственность и 95% - влияние среды) Для детей одна из наиболее важных сред общения является семья.Высокий уровень креативности встречается у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с родителями. Неожиданным выводам пришли ученые: если в семье культивируются регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношениями в семье и высокой креативностью детей.. Правда, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности, но эти выводы в меньшей мере эмпирически обоснованы.Тем самым, творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Например, провели сравнительное исследование особенностей семейного воспитания лауреатов Нобелевской премии. Почти все лауреаты происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, практически не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах (столицах или мегаполисах) Например, только из Нью-Йорка - 60 человек. У лауреатов –ученых обстановка в семьях была более стабильна, чем у лауреатов-литераторов (30% лауреатов-литераторов в детстве потеряли одного из родителей, или их семь разорились). Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работы показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери – на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям дочерей, укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипы зависимости и пассивности в дочерях. Матери, занятые деловой или творческой карьерой вне дома, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся воспитать творческую личность, сами должны быть прежде всего творческими личностями. Среди многочисленных факторов, влияющих на ребенка в семье, наблюдаются следующие закономерности: Больше шансов проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье. Интересно в связи с этим заметить, что матери, весьма озадаченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени, не добивались заметных успехов. По всей видимости, желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка. Также, не требует дополнительных доказательств гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, поэтому необходимо, чобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Для формирования креативности необходимо: 1. отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения. На формирование творческой активности влияют три блока отношений: 1. ребенок – воспитатель, учитель (т.е. отношения с миром взрослых) 2. ребенок – родитель; 3. ребенок – ребенок – отношения со сверстниками. В дошкольный период для ребенка наиболее значимы отношения с близкими людьми – родителями. В младшем школьном возрасте на первый план выходят отношения с учителями, к концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников. Для планомерного развития творческих способностей, необходимо работать над развитием творческого воображения и творческого мышления. Этапы развития творческого воображения: Подготовительный этап, основная цель которого заключается в обучении детей приемам фантазирования, методу фокальных объектов, аналогии; Проведение дидактических игр на развитие воображения (игры на дорисовывание, игры «Какая осень?» , «Что общего между?», «Что можно сделать из?» с целью активизации их познавательного процесса. «Белый как…» , «Мягкий как…» Варианты использования хорошо известного предмета. Приемы и способы развития воображения: Агглютинация – склеивание различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (сказочные образы – русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Гиперболизация – увеличение, уменьшение предмета (великан, мальчик-с-пальчик), изменение количества частей предмета или их смещение – многорукие богини в Индии, драконы с 7 головами. Заострение, подчеркивание каких-либо признаков (что получится, если соединить тигра и карандаш?- полосатый клыкастый карандаш) Его еще называют метод фокальных объектов. Например, объект – жираф, фокальный объект – чайник. Получается чайник с большим носиком) Репродуктивный этап, цель которого – последовательное закрепление и практическое применение этих условий, перенос их в новые условия; ( нарисовать несуществующее животное и дать ему название или сказочные персонажи, а потом можно придумать сказку с этими действующими лицами, нарисовав и вырезав их; придумать сказки по предложенному началу, придумать новое окончание знакомой сказки, выступить от лица знакомого, лучше несимпатичного героя). Творческий этап, ориентированный на создание оригинального продукта (сочинение сказок, конструирование загадок, активное участие детей в разработке театральных сценариев, придумывания новых и совершенствование знакомых объектов:игрушек (как будет выглядеть мишка, сделанный из бумаги), транспорта, построек и др.). Мышление. Назовите 5 выдающихся людей 20 столетия,например, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Горький… Этапы формирования творческого мышления: Подготовительный этап, цель которого – формирование у детей исследовательских умений – умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;(Например, детям предлагается следующая игра – представьте, что вы уменьшились до 5 см, ответьте на вопросы: что произойдет дома? Что подумают ваши родители? Как вы будете есть? Как вы сможете пользоваться бытовыми приборами? А если ваша кошка вырастет до 3 м? Игра « Варежка» - умение работать в команде Алгоритмический этап, основная цель которого – развитие у детей практического навыка оперирования полученными знаниями; Творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого – развитие у детей таких качеств мышления как гибкость, подвижность, оригинальность, системность, развитие логическо-поискового мышления Методы стимуляции творчества: К ним обычно относят приемы, позволяющие снять или ослабить барьеры между сознанием и подсознанием ( алкоголь, наркотики, сон, лихорадка, под гипнозом внушали, что человек – выдающийся ученый и результаты были ошеломляющие) Метод прямой аналогии – Подумайте, как решаются аналогичные задачи, вспомните, мы вчера выполняли такое же задание… Метод личной аналогии или эмпатии – войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения; Метод фантастической аналогии – представить, как бы эту задачу решал сказочный персонаж или волшебник; Метод контрольных вопросов – А если взять другой материал? А если посмотреть на это с необычной точки зрения? ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ Педагога, работающего творчески отличают следующие характеристики: вера в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать пед.практику; интерес к другим людям; общение с детьми имеет для него личностную значимость; высокий уровень эмпатии; широта увлечений; профессиональная интуиция(способность предчувствовать) воля и целеустремленность; стремление к достижению цели. Главным фактором, определяющим развитие творческих способностей ребенка, является содержание взаимоотношений ребенка с взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношеиию к нему. Одно из важных условий развития творческих способностей у детей – создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей. Первый шаг на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Воспитателю необходимо помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или даже глупы – самое верное средство подавить их творческие способности. Воспитателю следует поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая их настойчивость, стремление доводить дело до конца. Чтобы дети смогли продуцировать идеи, необходимо предоставить им средства, развивающие навыки мышления, умения оценивать, исследовать и открывать новое. Чтобы ребенок мог успешно действовать как член группы, ему необходимо обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества, поэтому воспитателю важно развивать способности взаимодействовать с окружающими. Понимать чувства и потребности других людей. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Возможна ли помощь при творческой деятельности? Как оказать помощь не разрушив творческого процесса? Во-первых, творческий процесс несовместим с авторитарной позицией учителя – необходимо взаимное доверие. Не нужно оказывать помощь, как только дети столкнутся с трудностями – ни одно открытие не сделано с легкостью. Помощь нужна, когда затруднения непреодолимо. Существуют три типа подобных затруднений: информационно-исполнительские (не знают, не умеют чего-либо); интеллектуальные (неумение совершать мыслительные операции) личностные (низкая мотивация; отсутствие опыта поиска решения в ситуации неопределенности; заниженная или завышенная самооценка; установка на быстрое решение или ожидание помощи учителя; неспособность к сотрудничеству). Результатом помощи учителя должно быть не решение им самим рассматриваемой проблемы, а активизация деятельности детей. Высокая эффективность процесса развития творческой активности ребенка зависит от степени учета его индивидуальных особенностей. Обязательным условием является использование педагогом психолого-педагогических условий (творческих заданий, творческих ситуаций)- создание системы усложняющихся творческих заданий в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, речевой и другой). Использование специального оборудования для проведения психологической разгрузки и снятия физического и эмоционального напряжения, переключения внимания, активизации творческого потенциала детей (сухой бассейн, батут). Активное включение родителей в процесс развития интеллектуальных творческих способностей детей (проведение совместных мероприятий, организация выставок, консультирование). Литература: 1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.,1999. 2. Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994. 3. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль, – 2002. Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. – М.,1990. 5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2001. - № 10. 6. Одаренные дети / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.,1991 7. Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. – М.,1990. 8. Синельников В.Н. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии// Вопросы психологии. – 1993. - № 10 9. Шаронин Ю. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой актив ности учащихся в условиях непрерывного образования // Школа. – 1997. - №7.
Источник:
Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста
Дубравина Галина Анатольевна, педагог–психолог
Разделы: Работа с дошкольниками
В последние годы отмечается резкое возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у подрастающего поколения.
Истоки творчества многих выдающихся художников, композиторов, как показывают исследования, обнаруживаются в дошкольном детстве. Дошкольный возраст часто называют "золотым периодом творчества". Детская непосредственность и повышенная эмоциональность, наивность и любознательность, постоянные "открытия" себя и окружающего мира, - все эти особенности дошкольников обуславливают и способствуют пробуждению и развитию ростков творчества.
Педагогов-психологов и родителей волнуют вопросы: "Как своевременно заметить и оценить первые признаки творческого потенциала маленького человека?". Ведь в большинстве школ и дошкольных учреждений, несмотря на актуальность проблемы, не занимаются развитием творчества.
К сожалению, массовое обучение сводится к запоминанию приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий отбивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Такой подход предполагает традиционный стиль учения, который направлен на развитие конвергентных мыслительных способностей. Он, безусловно, необходим. Однако надо предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.
Но, в настоящее время есть препятствия на пути решения этой проблемы.
До сих пор отсутствует единое мнение, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. Существует много определений понятия "творчество", тем не менее, большинство отечественных и зарубежных исследований в области творчества позволяют сделать два общих вывода:
- Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные - не обязательно обладают высокой креативностью.
- Кроме того, психологические исследования показывают, что дети всех интеллектуальных уровней, включая детей с задержкой умственного развития способны к творчеству, т.е. творческое мышление можно развивать у всех детей.
Также на сегодняшний день отсутствуют учебные программы и пособия в этой области. В основном акцент делается на развитие традиционного стереотипного мышления, а творческое мышление является случайным или побочным продуктом учебного процесса, связанным не с обучением, а с активностью самих учащихся.
И последнее - непонимание сущности творчества многими педагогами, что не только тормозит процесс творчества у детей, но и приводит к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.
Как показывают психологические исследования, каждый человек хочет быть важнейшим судьёй и экспертом в оценке своей деятельности. Природа творчества заключается в создании чего-то нового, уникального и неизвестного, являющегося таковым, прежде всего, для данного человека, и в получении от этого настоящего удовольствия. Чтобы научиться творить, создавать необычную оригинальную продукцию, ребенок должен отойти от шаблонного мышления и социальных стереотипов, научиться опираться в своей деятельности на собственную точку зрения и ощущать её важность.
Работая с детьми с речевыми нарушениями, наблюдая за ними, я не устаю удивляться и радоваться тому, как маленькие непоседы стремятся к экспериментированию с предметами, образами, словами. Становятся усидчивыми, когда фантазируют, рисуют замысловатые картинки, проявляют инициативу и активность в процессе творчества.
Возникла проблема - как своевременно заметить, не загубить ростки раскрывающегося творческого потенциала ребенка-дошкольника.
Появилась необходимость в разработке курса занятий, целью которых было бы не только развитие креативности на основе творческого мышления и воображения, но и развитие эмоционального мира ребенка.
При разработке данного курса придерживалась концепции дивергентного мышления Дж. Рензулли, Дж. Гилфорда, которыми и была первоначально разработана программа для одаренных детей. Нашим соотечественником Ю.Б. Гатановым данная программа адаптирована для детей различного возрастного и интеллектуального уровня. Несмотря на то, что программа первоначально была разработана для одаренных детей, мой опыт показывает, что способностью к творчеству обладают дети всех интеллектуальных уровней и даже дети с проблемами в речевом развитии.
В течение пяти лет реализую программу Ю.Б. Гатанова по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Данную программу дополнила играми, этюдами, упражнениями на развитие эмоционального мира, произвольных процессов.
1. Работу с детьми осуществляю в два этапа:
1 этап - диагностический.
Цель - выявление у детей способностей к творчеству.
В процессе подготовки к началу развивающей работы с детьми провожу диагностику уровня познавательного, речевого и эмоционально-личностного развития детей. Использую следующие методики:
Цветовой тест Люшера
М. Элиот "Нарисуй свои чувства"
Кинетический рисунок семьи
Г.П. Торренс, А.Дъяченко "Незаконченные фигуры".
2 этап - развивающий
Цель - развитие креативности через развитие творческого мышления, воображения и эмоционального мира ребенка.
Курс содержит 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Курс занятий группируется по двум серия А (18 занятий) и Б (18 занятий). Занятия серии Б предполагают игры и упражнения в усложненном варианте.
Длительность занятия от 30 до 40 минут. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.
Каждого занятия включает в себя:
А) Разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание.
Б) Основное задание, направлено на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения).
Все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков.
В) Дополнительное задание, направлено на развитие эмоционального мира ребенка.
У детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточный уровень сформированности произвольного внимания, регуляции своего эмоционального состояния, низкий уровень коммуникативных умений, а также недостаточный тонус спонтанной психической активности, что приводит к быстрому утомлению и двигательной расторможенности. В качестве отдыха использую игры, этюды и упражнения для релаксации, элиминации импульсивности, развития самоконтроля, эмпатии.
В работе с детьми создаю благоприятную возможность для развития творческого потенциала каждого ребенка, используя:
Создание атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого ребенка.
Принцип безоценочной деятельности - т.е. освобождение детей от страха делать ошибки (для этого используются задания, в которых не существует неправильных ответов).
Принцип мягкого соревнования, что побуждает детей не только к большему количеству идей, но и к их оригинальности.
Во избежание обид, а также в качестве стимулирования детям вручаются сюрпризы (звездочки, снежинки, календарики и др.)
Игра "Комплименты"
Игра "Придумай животное"
Если работы одаренных детей характеризуются высокой степенью гибкости, оригинальности, то детям с проблемами в речевом развитии необходимо подробно разбирать инструкции, иногда повторить несколько раз, пока дети не поймут смысл поставленной перед ними задачи. Опыт показывает, что для таких детей необходимо использовать больше наглядности, приводить несколько своих примеров для того, чтобы дети окончательно уловили смысл задания.
Календарное планирование занятий
(серия А)№ Тема Цели
1 Размышления о словах Развитие беглости мышления;
Развитие произвольного внимания;
Снятие психоэмоционального напряжения
Осознание детьми того, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.
2 От точки к точке Развитие гибкости при работе с информацией;
Развитие творческого воображения;
Развитие способности творить в условиях значительных ограничений;
Снятие мышечного напряжения
3 Настроение Развитие гибкости и беглости мышления;
Осознание того, что разные ситуации могут создавать одно и то же настроение;
Элиминация импульсивности, снятие психоэмоционального напряжения
4 Праздник Развитие символической беглости и гибкости;
Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей;
Развитие творческого воображения;
Развитие самоконтроля.
5 Рассказ по картинкам Развитие воображения и вербальной оригинальности;
Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков;
Развитие эмоционального мира ребенка, снятие психоэмоционального напряжения.
6 Нарисуй лица Воспроизведение и закрепление эмоций радости, грусти, страха;
Развитие символической беглости и гибкости;
Развитие способности к разработке деталей;
Развитие произвольного внимания, выразительности движений, способности определить эмоции по схематичным изображениям;
Снятие психоэмоционального напряжения.
7 Что ты видишь? Развитие способности к невербальной разработке деталей и оригинальности;
Развитие способности к созданию рисунков с помощью разработки деталей исходных изображений;
Развитие творческого воображения;
Развитие выразительности движений;
Снятие психоэмоционального напряжения.
8 Истории и сказки Развитие вербальной беглости;
Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок;
Развитие связной речи;
Развитие творческого воображения;
Развитие выразительности движений, коммуникативных умений.
9 Одежда Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей;
Развитие творческого воображения;
Развитие произвольного внимания;
Снятие психоэмоционального напряжения.
10 Забавы с геометрическими фигурами Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей;
Развитие умения создавать имеющийся смысл объекта из нескольких элементов, которые сами по себе, не имеют никакого значения.
11 О чем ты думаешь? Развитие образной беглости и гибкости;
Осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разное значение;
Развитие творческого воображения;
Снятие психоэмоционального напряжения.
12 Если б я писал книгу Развитие способности трансформировать характеристики знаковых объектов;
Развитие невербальной оригинальности и гибкости;
Развитие коммуникативных умений, эмпатии, формирование чувства "мы".
Снятие мышечного напряжения.
13 Новая жизнь старых вещей Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов;
Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие творческого воображения.
14 Активные буквы Развитие образной беглости, умения придумывать глаголы, начинающиеся с определенной буквы;
Умение создавать характерные образы активных букв;
Снятие мышечного напряжения;
Развитие произвольного внимания;
Развитие выразительности движений.
15 Только для детей Развитие вербальной гибкости и беглости;
Умение проводить классификацию предметов и действий;
Развитие умения представлять мысли в структурированной форме;
Развитие коммуникативных навыков и двигательного контроля.
16 Сочинение стихов Развитие вербальной гибкости;
Развитие умения придумывать простые рифмы;
Развитие творческого воображения;
Снятие психоэмоционального напряжения.
17 Придумай животное Развитие творческого воображения и образного мышления;
Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей;
Снятие психоэмоционального напряжения;
Развитие эмпатии, коммуникативных умений.
18 Магическая дверь Развитие творческого воображения и образного мышления;
Формирование умений планирования;
Развитие способности к детальной разработке выбранной темы;
Снятие психоэмоционального напряжения.
II. Работа с родителями.
Особое внимание в своей работе уделяю сопровождающей работе с родителями, т.к. большинство из них не понимают, в чем состоит процесс творчества, а стереотипное, шаблонное мышление только приводит к оценке результатов деятельности ребенка. Совместная работа с детьми позволяет им приобрести уникальный опыт и радость общения со своим ребенком. Безоценочное отношение к результатам деятельности ребенка переносится в повседневную жизнь и, несомненно, улучшает качество общения между взрослыми и детьми.
В работе с родителями использую следующие формы:
Презентация программы с целью ознакомления родителей с проблемой творчества. Моя задача - рассказать о преимуществе людей, обладающих креативностью, а также представить родителям курс занятий с показом рисунков детей, посещающих занятия ранее.
Тематические консультации, на которых стремлюсь дать квалифицированную помощь в реализации творческих идей и решений, помогаю заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
Анкетирование "Любит ли фантазировать Ваш ребенок?", цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
Открытые занятия для родителей. Цель - показать родителям специфику занятий, а также продемонстрировать промежуточные результаты деятельности детей.
Смотры - конкурсы. Одна из тем: "Сочиняем сказку вместе". Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
Памятки и рекомендации для родителей: "Как развить творческие способности ребенка - дошкольника", "Что такое одаренный ребенок?" и др.
Заключительное занятие совместно с родителями. Цель - подвести итог проделанной работы, продемонстрировать достижения детей в области творческого мышления, воображения и эмоционального мира детей. Педагог имеют уникальную возможность получить обратную связь, впечатления о занятиях. (Приложение 1)
Реализация данного курса занятий на протяжении нескольких лет позволяет добиваться положительных результатов:
У детей появилась способность быстро генерировать поток идей, решений, подходящих объектов, применяя разнообразные подходы и стратегии при решении задач.
Появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений, появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление сюжетов.
Дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности.
У детей появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.
У детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции, приподнятое настроение, чувство юмора.
Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас.
Дети научились работать в коллективе, у многих раскрылись лидерские способности, развилась эмпатия, дети приобрели чувство "мы", появилась уверенность, повысилась самооценка.
Повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля, а также уровень развития мелкой моторики.
В рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети научились выражать положительные эмоции через рисунок.
Повысилась психологическая компетентность и мотивация родителей к совместной деятельности со своими детьми.
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.
Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Кроме детского творчества, к проблеме развития креативностных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно её особенности установке, взгляды, приемы и методы. Дошкольный возраст многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты. Л. С. Выготский выделяет один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности малыша. Слабая критичность мышления определяет видимое богатство воображения детей. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей.
Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используется полностью.
Таким образом, тема «Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста» является актуальной.
В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.
Целью данной учебно-исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.
Объектом был определен процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре, предметом — педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
2. Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
3. Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
4. Создание предметно-развивающей среды.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальную работу по развитию творчества у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Так же использовалась, сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:
- теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы);
- эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Базой исследования является МДОУ №1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие творчества у дошкольника
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. [15, 78]
Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.
2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.
Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
Очевидно, что понятие «творчество» тесным образом связано с понятием «творческая деятельность».
Творческая деятельность — эта деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими и обнаруживающимся только в самом человека. [7, 3]
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действия, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческому или комбинирующему поведению. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Воображение основа всякой творческой деятельности.
Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. В игре 3-4-летнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представления действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. [14, 107]
В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами.
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам.
Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируется действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образа действия с предметом. Воображение приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.
Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения – воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения. Конечно, детское воображение – это прежде всего творчество «для себя», хотя ребенок готов поделиться с близкими своими переживаниями, связанными с метаморфозами внутренней жизни. [17, 68]
Путь к развитию творчества — овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка, а потом развивать его творческие способности. Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков.
Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.
Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящий замысел. Цель является важнейшим элементом структуры творческой деятельности.
Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и др. позволили сформулировать, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта, придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под художественным творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).[14, 212 ]
Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока. [11, 32]
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
- 1. Образотворче мистецтво та його вплив на розвиток творчості дошкільників
- 2. Модель мистецької діяльності дітей в дошкільному закладі
- 3. Розвиток зображувально-художніх здібностей дітей засобами нестандартних технік
- 3) Малювання квачиком, зубною щіткою,
- 4) Малювання свічкою, пір'ям
- 5) Монотипія, колаж, плямографія
- 6) Малювання на яєчній шкарлупі, з використанням крупів, рел'єфними фарбами, по-вологому
- 4. Інтегровані заняття та їх роль в активізації дитячої творчості в процесі художньо-практичної діяльності
- 5. Використання елементів психогімнастики на заняттях з малювання
- 6. Робота з батьками з питання розвитку у дітей
- 1. Расскажите детям следующую историю.
- 7. Заключение. "Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста".
- 2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
- 19. Ускорение и замедление времени.
- 20. Машина времени.
- 21. Хроноклазм.
- 26. Придумайте новый праздник или конкурс.
- 29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.
- 32. Метод "рвс".
- 33. Метод переноса свойств.
- 1.2. Сюжетно-ролевая игра
- 1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
- 1.2 Роль музыкального руководителя в развитии творческих навыков дошкольников
- 2.2. Музыкальная среда как средство развития творчества ребёнка
- 2.3. Система работы по развитию творчества у дошкольников на музыкальных занятиях.