logo
ЛЕКЦИЯ

2.2. Музыкальная среда как средство развития творчества ребёнка

Музыкально – образовательная среда:

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки, посещение одной из студий. На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в музыкально – сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь создаётся положительный и эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой.

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в тёплую погоду – на свежем воздухе):

совместная с воспитателем (в играх сюжетно – ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально – дидактических, музыкально – творческих и других; в процессе условно – образного и условно – схематического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности; в упражнениях с использованием музыкального конструктора Э.П.Костиной, моделирующего ступени звукоряда; во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном, в режимных моментах. Кроме того, дети посещают кружки, в которых осуществляется совместная с музыкальным руководителем деятельность;

самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально – ритмическим, инструментальным детским творчеством).

Музыкально – образовательная среда семьи:

Здесь осуществляется нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

ü Совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в детском саду).

ü Самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду).

Музыкально – образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета).

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации музыкального воспитания детей.

В детском саду № 185 развивающая среда создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает в себя следующие центры:

Музыкальный центр –инструмент фортепиано на котором исполняется музыкальное произведение – интеграция в область «Познание»;

репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Художественное творчество»;

набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд» (если шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями) ;

мультимедийное оборудование – интеграция в область «Чтение художественной литературы» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения) ;

разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическая культура» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками) .

Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки).

Примерное оборудование и материал:

дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область «Коммуникация» (развитие речи) ;

легкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, - интеграция в область «Здоровье»;

предметы пальчикового или плоскостного театра для простой драматизации по тексту песни – интеграция в область «Коммуникация»;

набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область «Социализация», «Труд»; мультимедийное оборудование (презентация песни) .

Музыкальное движение. Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.

Примерное оборудование:

игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область «Социализация»;

атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Чтение художественной литературы;

предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическая культура»; мультимедийное оборудование.

Элементарное музицирование. Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.

Примерное оборудование:

наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область «Социализация», «Коммуникация» (игра в оркестре) ;

дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» - интеграция в область «Познание»; мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Социализация» и «Познание».

{ Театральный центр – здесь собрано всё, что нужно для театрализованной деятельности: детские костюмы, мягкие куклы для игры спектакля, игрушки и декорации для настольного театра.

{ Центр изобразительного искусства – здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно – прикладного искусства – живописью, графикой, предметами народных промыслов, а также репродукции картин художников.

В данных центрах ребёнку предоставляется свобода для проявления творчества:

Свобода выбора: места работы (Момента начала и продолжительности); передвижения; материала.

Определение особенностей креативной личности и развивающей музыкальной среды является управленческой деятельностью педагога, направленной на проектирование условий творческого развития дошкольников. К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, то есть готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; знания и навыки.

Условия творческого содействия воспитателей и детей:

© Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события;

© Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.

© Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;

© Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.