logo
ЛЕКЦИЯ

1.2 Роль музыкального руководителя в развитии творческих навыков дошкольников

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ребёнка он сможет внести. Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение по поводу музыки. Педагог является в творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем.

Моя задача заключается в создании благоприятной, творческой атмосферы для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

Для музыкального занятия общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие педагога и дошкольников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на музыкальном занятии можно определить и как совместную творческую деятельность ребёнка и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.

В процессе взаимодействия педагога и дошкольников прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Моя педагогическая концепция целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения:

- Быть духовно богатой личностью;

- быть творческой индивидуальностью;

- обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом и имиджем;

- быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении;

- соблюдать этические нормы взаимоотношений, создавая атмосферу доверия;

- осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения педагог должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

Мой опыт ведения музыкальных занятий в детском саду убедительно показывает, что педагог может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Всякая художественно-педагогическая идея занятия должна быть органична для меня, глубоко мной пережита и, самое главное, отождествлена со моим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает занятия в настоящую правду искусства.

Для занятия психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к занятию еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства музыкального руководителя умение найти верный тон занятия. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным на каждом занятии, - одна из сложнейших задач моей подготовки в настоящее время.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В детях, я стараюсь возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

На занятиях я выразительна во всех своих проявлениях, нахожу адекватную внешнюю форму выражения переживаемых мной чувств, эмоций. Моя речь в общении с детьми вдохновенна и выразительна. При этом постоянно помню о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в моём мастерстве с аналитическими способностями.

Я выступаю – посредником, проводником ребят в мир эстетических переживаний. Для меня важны некоторые методические принципы:

Средство эмоционального и рационального начал;

Сюжетно – тематическое построение всей системы занятий;

Игровой метод обучения;

Эстетическая организация развивающей среды;

Единое психологическое пространство.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной деятельности.

Итак, процесс активизации творчества на музыкальном занятии зависит от моей установки на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творчества.

2.Описание системы работы по развитию творческих способностей у дошкольников.

Система работы включает в себя следующие этапы:

I - ознакомление с инновационными авторскими программами и внедрение их в работу;

II - организация среды и создание условий для развития творчества дошкольников;

III - создание программы по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях;

IV - интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.

V – Определение результативности работы.

2.1. Программно – методическое обеспечение.

Свою систему работы я выстраиваю, используя современные программы и технологии, новую методическую литературу:

- Комплексные программы: «Программа обучения и воспитания в детском саду» «От рождения до школы» Под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой.

- Парциальные программы«Синтез» К.В.Тарасова, «Танцевальная мозаика» С.Л.Слуцкая.

- Методики и технологии «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б.Зацепина, «Теория элементарного музицирования» К.Орф,

«Танцевальная ритмика» Т.И.Суворова, «Эмоциональное развитие ребёнка» С.Крюкова, «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер.

Дополнительная литература «Ступеньки музыкального развития» Е.А.Дубровская, «Звук– волшебник» Т.Н.Девятова, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.