1.2. Сюжетно-ролевая игра
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский) [21, 33]
Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства.
Средствами игры являются:
- знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
- способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
В конце раннего детства малыш включается в разные виды игр — подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности — войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения между людьми. Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, правила, ролевые взаимоотношения. Основные единицы игры — роль взрослого, которую выполняет малыш. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиняться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция сознания. [22, 145]
Но особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют сюжетно-ролевые игры. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Наиболее распространенными в XIX и начале XX в. были следующие теории игры.
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. И что источником игры являются инстинкты, то есть биологические механизмы.
З. Фрейд, считал что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценностью. Не имея возможности в действительности быть шофером, доктором, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания.
Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка.
Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и советские ученые. Уже в дореволюционное время П. Ф. Каптерев, В. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологии (Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, А. А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Творческие (ролевые) игры детей характеризуются следующими особенностями.
1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. В игре ребенок отражает жизнь взрослых. И чем больше возможностей для активного действия, тем интереснее игра.
2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями.
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизни.
4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Нет предела для живого детского воображения. Поэтому в игре ребенку все доступно, и он все может.
В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.
5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. Игре предшествуют наблюдения детей за жизнью и трудом взрослых. И средством анализа полученных впечатлений является для детей игра. Педагогически хорошо организованная игра является эффективным средством развития у детей наблюдательности и памяти, мышления, творческого воображения и воли.
6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта, активности в развитии принятого всей группой замысла. И в то же время каждый ребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль. Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческой деятельностью, игрой, отражающей жизни, с её приключениями, опасностями, радостями и открытиями.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве педагога игра может изменяться:
а) от начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замыслом игры.
б) от первой игры к последующим играм той же группы детей. повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют.
в) наиболее существенными изменениями в играх происходят по мере развития детей от младшего возраста к старшим. Эту перестановку можно проследить и в содержании игр, ив их структуре, то есть в способах отражения действительности, и в расстановке сил самих играющих.
Таким образом, сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач. [13, 106]
В работе Л. С. Выготского, Д. В. Менджерицкой, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и многих других авторов игра рассматривается как деятельность творческая, а значит, в ней развивается креативность как способность к творчеству.
В психолого-педагогической литературе в качестве компонентов структуры сюжетно-ролевой игры называют игровое действие, воображаемую ситуацию, сюжет и роль. Эти компоненты характеризуются, в частности, функциональной взаимообусловленностью, то есть выступают не автономно, а в обязательной взаимосвязи и взаимодействии. Так, А. Н. Леонтьев в своих работах неоднократно подчеркивает неразрывность игрового действия и воображаемой ситуации. Само игровое действие, как утверждает А. Н. Леонтьев, исходит из практического действия – рождается не из воображаемой ситуации, а, напротив, воображаемая ситуация рождается из несовпадения игрового действия с операциональной стороной практического действия. Предметы и действия с ними в игре приобретают особый «личностный смысл», поскольку ребенок опирается на прошлый эмоциональный опыт, на знание из реальной жизни, о реальном назначении предметов. Приобретая все большую обобщенность, развитие игровых действий идет от представлений-действий к представлениям-образам (Дж. Брунер). Так, сначала игровые действия с игрушками носят развернутый характер, повторяясь многократно, они переносятся на предметы-заместители и воображаемые предметы. В старшем дошкольном возрасте игровые действия начинают сокращаться и обобщаться, снижается значение материальной опоры, что способствует переносу их на новые предметы и в новые ситуации. На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л. С. Выготский, трактовавший это событие как появление «игрового смысла», как фактор перехода к действию в «смысловом поле». [16, 12]
Таким образом, воображаемая ситуация. Преобразуя предметную деятельность ребенка, «оформляет» ее в «игру». Сюжетно-ролевой эта игра становится тогда, когда в ней появляются «открытые» сюжет и роль. На наш взгляд правомерность такого понимания подтверждается, в частности, мнением А. Н. Леонтьева, который классифицировал воображаемую ситуацию как результативный момент, а воспроизведение действий, или игровую роль, как конституирующий момент игры. В большинстве исследований сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой игры. «Сюжет – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка». (Д. В. Эльконин)
Таким образом, сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительность разнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразны и изменчивы. Выбор сюжета, его содержание, прежде всего зависит от преобладающего мотива деятельности.
Наличие сюжета еще не характеризует игру полностью. Другим ведущим компонентом сюжетно-ролевой игры является роль. Роль, в наиболее общем определении — игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Понятие и выполнение роли рассматривается как основной мотив возникновения игры. С этой точки, роль — смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия. Роль возникает на первых этапах развития игры с помощью взрослого, представляющего ребенку сюжетные игрушки, с которыми он может выполнять усвоенные ранее схемы человеческих действий, причем принятие роли становится возможным при эмоциональном отношении ребенка к обыгрыванию игрушки. Роль это не конкретное лицо, взятое из жизни, и не осознанно собирает образ роли из многочисленных наблюдений, перерабатывая и дополняя их. [25, 196]
Развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки зрения ее внутреннего строения, можно сказать, что она представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ролевые игры – это всегда импровизация, черпающая материал социальной практики жизнедеятельности человека с привнесением трех элементов: фантастики, исторической правды и настоящей действительности. Объединяющим спонтанным моментом трех элементов является воображение.
- 1. Образотворче мистецтво та його вплив на розвиток творчості дошкільників
- 2. Модель мистецької діяльності дітей в дошкільному закладі
- 3. Розвиток зображувально-художніх здібностей дітей засобами нестандартних технік
- 3) Малювання квачиком, зубною щіткою,
- 4) Малювання свічкою, пір'ям
- 5) Монотипія, колаж, плямографія
- 6) Малювання на яєчній шкарлупі, з використанням крупів, рел'єфними фарбами, по-вологому
- 4. Інтегровані заняття та їх роль в активізації дитячої творчості в процесі художньо-практичної діяльності
- 5. Використання елементів психогімнастики на заняттях з малювання
- 6. Робота з батьками з питання розвитку у дітей
- 1. Расскажите детям следующую историю.
- 7. Заключение. "Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста".
- 2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
- 19. Ускорение и замедление времени.
- 20. Машина времени.
- 21. Хроноклазм.
- 26. Придумайте новый праздник или конкурс.
- 29. Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей.
- 32. Метод "рвс".
- 33. Метод переноса свойств.
- 1.2. Сюжетно-ролевая игра
- 1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
- 1.2 Роль музыкального руководителя в развитии творческих навыков дошкольников
- 2.2. Музыкальная среда как средство развития творчества ребёнка
- 2.3. Система работы по развитию творчества у дошкольников на музыкальных занятиях.