logo
Otvety_na_voprosy_po_doshkolnoy_pedagogike

1.(Косяк) Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе.

Обучение — способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.

Процесс обучения — это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.

Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада.

Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования. В чем особенности содержания образования детей дошкольного возраста?

Взаимодействие педагога и ребенка в процессе обучения осуществляется на основе содержания образования, которое раскрыто в образовательных областях примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.).

Содержание образования обеспечивает вхождение ребенка в современный мир через взаимодействие с различными сферами культуры: родным языком и детской литературой, изобразительным искусством и музыкой, экологией, математикой, трудовой деятельностью. Происходит формирование разнообразных знаний, специальных (в рамках одного вида деятельности, например изобразительной, математической и пр.) и общих умений (познавательные, речевые, учебные и пр.). В процессе обучения происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, формируются основы здорового образа жизни.

Содержание образования соответствует интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательных и творческих способностей, успешной социализации в современном мире.

В процессе обучения деятельность педагога (преподавание) направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений.

В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую (обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания), информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания), воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка).

Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду.

Учение как деятельность ребенка дошкольного возраста — это особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе обучения.

Своеобразие учебной деятельности ребенка дошкольного возраста в том, что она протекает только при участии взрослого, его руководстве и сопровождении. Следовательно, условием организации учебной деятельности является общение с педагога и ребенка по поводу ее предметного содержания, ее совместный характер осуществления.

Учение — это деятельность, в ходе которой осуществляется освоение, закрепление, применение ребенком знаний и умений, развитие его самостоятельности в решении учебных задач, становление интересов и развитие творческих способностей, самооценки достижений, освоение и принятие ценностей.

В структуру учебной деятельности входят задачи учебной деятельности, ее мотивы, планирование, учебные действия, результат.

Учебные задачи — конкретизированные цели обучения, это задания, сформулированные педагогом и позволяющие ребенку понять, какие действия необходимо совершить с учебным материалом.

В младшем дошкольном возрасте для детей характерна слитность учебной и практической задачи («Нарисовать дом», «Сосчитать, сколько кубиков»). На первых этапах обучения дети не воспринимают задания, возникающие по ходу учебной деятельности («Рисуя дорожку, надо набрать немного краски на кончик кисточки»), их привлекает сам процесс деятельности. Постепенно у детей формируется умение воспринимать учебные задания по ходу деятельности. Для этого необходимо сопоставление педагогом результата деятельности с заданием, совпадение вопроса или задания с действиями ребенка («Покати кубик, а теперь шарик. Что лучше катится?»).

В среднем дошкольном возрасте дети начинают дифференцировать практическую и учебно-познавательную задачу, например принимают задачу рассмотреть предмет, чтобы потом нарисовать его, или внимательно послушать рассказ, чтобы пересказать. Условиями формирования умения воспринимать учебную задачу становятся ее конкретность, близость к детскому опыту, связь с практической деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте учебные задачи начинают приобретать учебно-познавательный характер, но при этом связь с практической деятельностью сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Этим обусловлено широкое использование в обучении дошкольников игровых и проблемно-игровых ситуаций, включение учебных задач в игровой сюжет или привлекательную для детей практическую деятельность.