logo
Otvety_na_voprosy_po_doshkolnoy_pedagogike

13. Развитие ребенка как субъекта детской деятельности

Большинство философских и психологических словарей определяют, что субъект – это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования Действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В. А. Петровский).

В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта – носителя активности как потребности в деятельности.

И хотя обращение к интерпретации детских проявлений с точки зрения субъектности не вызывает споров и противоречий, зачастую декларативное применение этого подхода приводит к схоластическому «вымыванию» ценности и потенциальных возможностей реализации идей развития ребенка как субъекта и в научных исследованиях, и в практике дошкольного образования. Это свидетельствует о необходимости более глубокого, концептуального анализа и понимания сущности и смысла субъектного подхода в дошкольной педагогике.

Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.

С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.

Модель развития ребенка как субъекта поведения, по Л.С. Выготскому, осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы – механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие:

Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики А.Н. Леонтьев,

А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, ее мотивы, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть).

С позиции Д.Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Исходя из концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-й год жизни: ребенок – субъект эмоционального общения;

2-й год жизни: ребенок – субъект предметной деятельности;

3-й год жизни: ребенок – субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий;

5 лет: ребенок – субъект общественной деятельности;

6-7 лет: ребенок – субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

.