logo
Otvety_na_voprosy_po_doshkolnoy_pedagogike

Дополнительные программы дошкольного образования

На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» ДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами наряду с основными может реализовывать дополнительные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляются только по желанию родителей (законных представителей ребенка) на основе договора с ними.

Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее – дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в ДОУ и за их пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования от детского сада до вуза.

Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечение развития индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка в интересной и значимой для него деятельности. Дополнительные программы позволяют более глубоко, дифференцированно, адресно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.

К дополнительным могут относиться программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные программы, как и основные, являются авторскими (вариативными) программами.

Использование дополнительных программ предполагает соблюдение ряда педагогических и гигиенических требований. Дополнительные программы реализуются педагогами дополнительного образования, воспитателями, учителями, преподавателями, психологами, инструкторами по физической культуре и другими специалистами в области образования, культуры и др.

Дополнительные программы по обучению детей изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, хореографии, спортивному воспитанию, обучению иностранным языкам, грамоте, началам компьютерной грамотности и др. реализуются специалистами, владеющими навыками педагогического мастерства в одном из данных направлений (наличие свидетельства об образовании или повышении квалификации по данной специализации), а также прошедшими подготовку в области изучения возрастных и психофизиологических особенностей развития дошкольников.

Занятия по дополнительным программам проводиться во второй половине дня (после прогулки) с учетом равномерного распределения умственной и физической нагрузок на детей в течение недели.

Дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ (прогулка, дневной сон, основные занятия, игры). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2791-10) // Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.