Библиография
Адрианов, О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга / О.С. Адрианов. – М.: Знание, 1975. – 212 с.
Акимова, М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. – Вып. 2. – М.: Изд-во МОПИ, 1992. – С. 99–110.
Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев. – М.: Высшая школа, 1991. – 256 с.
Гиндельсман, А.Б. Физическая культура и здоровье (Физические упражнения при гипертонической болезни) / А.Б. Гиндельсман, Т.А. Евдокимов, В.И. Хитрова. – Л.: Знание, 1986.
Гогин, Е.Е. Гипертоническая болезнь / Е.Е. Гогин. – М.: Медицина, 1997.
Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 240 с.
Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, Л.К. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Динейка, К. Дыхание, движение, здоровье / К. Динейка. – Тула: Приокское кн. изд-во, 1978.
Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Высшая школа, 1993. – 346 с.
Журавлева, А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1993.
Земцовский, Э.В. Спортивная кардиология / Э.В. Земцовский. – СПб.: Гиппократ, 1995.
Зимкин Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта / Н.В. Зимкин. – М.: Просвещение, 1953.
Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Знание, 1975. – 160 с.
Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 1987.
Макаров В.А. Физиология физических упражнений / В.А. Макаров. – М.: Медицина, 1980.
Мельников А.Х. Очерки интегральной диагностики / А.Х. Мельников. – Тула: НИИ новых медицинских технологий; ТППО, 1997.
Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней / В.Н. Мошков. – 3-е изд. – М.: Медицина, 1977.
Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 324 с.
Спортивная медицина и лечебная физкультура / Под ред. А.Г. Дембо. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
Приложение А
Санитарные правила и нормы – СанПиН 2.2.2.542-96
«Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам
и организации работы»
(утверждены постановлением Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 14 июля 1996 г. № 14)
Приложение 16 (рекомендуемое)
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать глазами 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Приложение 17 (рекомендуемое)
- Введение
- 1. Гигиенические основы организации учебного труда студентов
- 1.1. Психогигиена познавательной деятельности студента
- 1.1.1. Психогигиена внимания
- 1.1.2. Психогигиена памяти
- Основные психологические законы памяти
- 1.1.3. Психогигиена мышления
- 1.2. Психогигиена эмоциональной составляющей учебного труда студентов
- 1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
- 1.3.1. Режим дня и организации учебной деятельности студентов
- 1.3.2. Гигиена правильного питания
- 1.3.3. Гигиена отдыха студента
- 2. Гигиена учебного труда студента при работе с компьютером
- 2.1. Компьютер и среда рабочего места пользователя
- 2.2. Компьютер и здоровье человека
- 2.3. Правила гигиены труда при работе с компьютером
- 2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
- Соотношение температуры и относительной влажности воздуха в компьютерных аудиториях образовательных учреждений
- 2.3.2. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера
- 2.3.3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером
- 3. Гигиена физического воспитания студента
- 3.1. Физическое воспитание как фактор формирования гармонично развитой личности молодого человека
- 3.2. Гигиена занятий по физической культуре
- 3.2.1. Гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре
- 3.2.2. Гигиенические требования к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями
- 3.2.3. Гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре
- 3.2.4. Гигиена закаливания
- 3.3. Особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с ограниченными физическими возможностями
- Библиография
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Комплексы упражнений физкультурных пауз
- Оглавление
- Гигиена учебного труда студентов Учебное пособие
- 300012, Тула, пр. Ленина, д. 92