1.3.3. Гигиена отдыха студента
С точки зрения физиологии и психологии человека, лучшим способом отдыха является смена деятельности, при которой происходит не только переключение интеллектуальной активности с одного предмета на другой, но и полностью меняется содержание жизнедеятельности человека в определенный промежуток времени в направлении повышения задействования иных функциональных систем, не связанных непосредственно с обеспечением умственной деятельности. Иными словами, отдых от учебы – это не бездействие, а иной, качественно отличающийся от нее специфический вид деятельности студента, также нуждающийся гигиенически правильной организации, как и сама учебная деятельность.
Для студентов большинства высших учебных заведений, не имеющих военной, военизированной или спортивной направленности профессионального обучения, приобретение знаний, умений и навыков происходит, главным образом, в учебных аудиториях, что нередко бывает сопряжено со снижением общего уровня физической активности обучающихся. Поэтому для большинства молодых людей, обучающихся в современной высшей школе, лучшим способом отдыха после учебных занятий может стать организованная физическая активность.
Это совсем не означает, что студент после учебной аудитории должен сразу же идти на тренировку в спортивную секцию, тренажерный зал или заняться выполнением различных комплексов физических упражнений, начиная от общеукрепляющих физкультурно-оздоровительных и заканчивая различными системами йоги. Наоборот, полупрофессиональные или профессиональные занятия спортом в юношеском возрасте, когда только завершается физиологическое формирование внутренних органов и базовых систем организма (например, сердечнососудистой системы), проводящиеся без учета особенностей индивидуального телосложения (или сомотипа) и надлежащего врачебного контроля, могут нанести вред здоровью молодого человека, спровоцировать развитие у него различных хронических соматических (или неинфекционных) заболеваний. Поэтому в возрасте 17-20 лет чрезмерные спортивные нагрузки на пределе физических возможностей организма не могут являться оптимальной формой отдыха студента. Спорт – это разновидность трудовой деятельности, а поэтому перед студентом неизбежно встанет выбор, чем он будет профессионально заниматься – учебой или спортом, но в этом случае мы по этическим соображениям ничего рекомендовать не можем.
Смена приоритета с умственной на физическую деятельность может происходить вне занятий физической культурой или спортом. Обеспечение организму достаточного уровня физической активности может быть достигнуто в процессе длительных прогулок на свежем воздухе, когда по сравнению с малоподвижным состоянием тела при осуществлении учебной деятельности (обычно в положении сидя) на порядок – в 2-3 раза – интенсифицируется биологическая активность всех основных систем организма, что оптимизирует метаболизм (или обмен веществ), усиливает вентиляцию легких, гармонизирует кровоснабжение, задействует иные, по сравнению с учебой, центры и отделы коры полушарий головного мозга. Параллельно с получением нормированной физической нагрузки происходит закаливание организма путем приема воздушных ванн, что оказывает на физические и психическое состояние молодого человека исключительно положительное воздействие.
Прогулки на свежем воздухе могут быть совмещены с возвращением домой после учебы, когда расстояние от вуза до места проживания преодолевается пешком, а не на общественном транспорте. Естественно, это требование не может быть актуальным в условиях крупного города, а также когда студент проживает в пригороде, а путь от места жительства до места учебы и обратно на транспорте занимает у него более часа времени. В этом случае для регулярной пешей прогулки может быть избран какой-то определенный участок этого пути.
В зависимости от времени года и природно-климатических условии продолжительность пешей прогулки должна составлять от 30 минут до часа, а протяженность ее маршрута – от 2 до 5 км. Оптимальным местом ее проведения может быть парковая или лесопарковая зона, удаленная от транспортных магистралей, промышленных предприятий и иных источников загрязнения воздуха техногенного характера. Маршрут следует планировать таким образом, чтобы всегда имелась возможность сократить его расстояние или длительность прогулки. Расстояние в 5 км при ходьбе в среднем темпе, сопровождающейся физическими усилиями в зоне умеренной мощности, человек со средним уровнем тренированности преодолевает при хорошей погоде приблизительно за 1 час, что и является оптимальными параметрами продолжительности пешей прогулки.
Важным гигиеническим условием организации пеших прогулок является выбор местности, по которой будет пролегать их маршрут. Идеальным для тренировки функциональности всех базовых систем организма будет являться маршрут, движение по которому будет сопровождаться терренкуром – пешим преодолением длительных участков подъемов и спусков с незначительным углом возвышения (от 5 до 7 градусов), ходьба по которым наиболее способствует анатомо-физиологическому развитию и тренировке скелетной мускулатуры и сердечнососудистой системы.
Помимо пеших прогулок на свежем воздухе важным источником физиологически обусловленных физических нагрузок на организм студента может быть приготовление пищи и бытовые работы по дому, при выполнении которых уровень физической активности человека по сравнению с учебной деятельностью возрастает в 1,5-2 раза. Объем физической нагрузки на организм молодого человека при выполнении работ по дому вполне может быть сопоставим с тем, который он получает во время пешей прогулки на свежем воздухе, но не компенсирует ему гигиенического эффекта от сопутствующего прогулке приема воздушной ванны. Пребывание на свежем воздухе не менее 1 часа в течение учебного дня должно стать обязательным условием обеспечения его умственной деятельности.
Нередко молодые люди неадекватно определяют содержание смены деятельности, понимая под этим не изменение вида деятельности, а переход от одного подвида какого-либо вида деятельности к другому подвиду все того же вида деятельности. Наглядным примером этого в современных условиях может стать «переключение» молодого человека от программирования или черчения на компьютере на компьютерные игры. Субъективно, на эмоциональном уровне, это воспринимается как смена деятельности, поскольку выполнение учебного задания сменяется на развлечение, но с точки зрения физиологии человеческого организма игра на компьютере является продолжением процесса работы на нем, поскольку остаются интенсивно задействованными те же группы мышц, проводящие пути периферийной нервной системы, центры и участки коры полушарий головного мозга. Компьютерная игра по сравнению с выполнением учебного задания только интенсифицирует задействованность соответствующих функциональных систем, что ведет к их перенапряжению и истощению проводящих нервных клеток – нейронов (точнее – микроэлементов, обеспечивающих прохождение нервных импульсов), что в конечном итоге может привести к стойким и даже необратимым морфофункциональным расстройствами нервной системы. Вот почему время любой деятельности за компьютером должно быть сознательно лимитировано и ограничено, а работа с ним должна обязательно сменяться физической активностью.
Данное требование является актуальным и для всякого иного использования компьютерной техники, например, как средства коммуникации для общения в социальных сетях. Социальные сети являются все более важным фактором организации межличностных связей между молодыми людьми, чему в немалой степени способствует уже сформировавшаяся корпоративная субкультура виртуального общения, а также сравнительно доступная с технической точки зрения организация коммуникации в пространстве Интернет. Общение в социальных сетях, равно как компьютерные игры и выполнение с помощью компьютерной техники учебных заданий стало неотъемлемой частью общественного бытия современной молодежи, что также оказывает свое влияние на условия осуществления учебной деятельности современного студенчества. Частичное замещение виртуальным общением «живой» межличностной коммуникации стало объективным фактором распространения в молодежной среде социального аутизма, осознанного или бессознательного ухода в вымышленную (или виртуальную) квалиреальность от повседневной действительности окружающего мира.
В связи с этим необходимо акцентировать внимание на вопросе психогигиены отдыха студента, поскольку на его до конца не сформировавшуюся в юношеском возрасте псиоэмоциональную сферу могут оказывать негативное влияние не только интенсивные нагрузки, вызванные учебной деятельностью, но и резко отрицательные эмоции, источниками которых могут быть, в том числе, факторы и обстоятельства, возникающие в его жизни вне стен высшего учебного заведения. Многие из них имеют универсальный характер, и избежать их влияния объективно не может абсолютное большинство студентов.
Поступление и начало учебы в вузе – это всегда сильнейший психоэмоциональный стресс для каждого молодого человека, становящегося студентом. В первую очередь это связано с кардинальным изменением социального окружения, а для части обучающихся – еще и со сменой места жительства, когда прошлые школьные друзья и подруги, рвутся социальные связи с прежним социальным окружением – родителями, родственниками и проч. Все это порождает дефицит социального общения, который может восполняться различными способами. И чем быстрее будет заполнен молодым человеком объективно образующийся вакуум социального одиночества, тем легче произойдет его адаптация к изменившимся условиям общественного бытия.
Корпоративное общение внутри студенческого коллектива (курса, группы или потока) объективно не способно заменить в полном объеме той интенсивности и широты социальной коммуникации, которая была присуща юноше или девушке во время учебы в старших классах школы. Вне учебной аудитории (особенно когда молодой человек приезжает на учебу в ранее ему незнакомый город) студент нередко оказывается один на один с собой, не имея, как это было ранее, относительно стабильного круга общения. Этот психологический конфликт с действительностью преодолевается или уходом в виртуальную реальность (которая известна и технически обеспечена со школьной скамьи), что в итоге приводит к социальную аутизму и деструктивному развитию личности, или обретением нового для себя круга социальных контактов, основанного на общности интересов и межличностной симпатии.
Как показывают результаты социолого-психологических исследований, социальная среда современного российского студенчества наиболее толерантна к индивидуальным проявлениям и особенностям своих членов по сравнению с иными видами формальных социальных коллективов (трудовых, армейских, политических и др.). Молодые люди, как правило, мало обращают внимание на социальное происхождение, национальную принадлежность, место рождения, размер материального благосостояния родителей своих однокурсников или соседей по студенческому общежитию. Студенческие коллективы в части отсутствия социальных барьеров являются наиболее демократичными, в которых социальный статус индивида определяется зачастую не внешними формализованными признаками, а субъективными психологическими чертами его личности. Иными словами, в студенческие годы статус личности молодого человека определяется, главным образом, степенью его социализированности, а не наоборот, как это происходит в более взрослые годы, что от него, безусловно, требует наличия определенного интеллектуального, психоэмоционального и социального развития. Поэтому возможность адаптации молодого человека к новым реалиям бытия будет напрямую зависеть от того, насколько целостна и насыщена его эмоциональная жизнь. Приятие новым социальным окружением индивидуальности индивида адекватно тому, как он оценивает сам себя, отсутствие психологического конфликта с окружающей действительностью являются важнейшими внешними факторами, способствующими максимальной самореализации студента в учебной и иной интеллектуальной деятельности.
Основным способом преодоления дефицита социального общения для студента может стать участие в общественной жизни вуза, организации которой в большинстве образовательных учреждений в последние годы уделяется все большее внимание. Это позволяет юноше или девушке в неформальной обстановке обрести новые социальные связи, расширить круг знакомств среди людей, схожих с ними по жизненным приоритетам и интересам, получить импульс к дальнейшему самосовершенствованию, интеллектуальному и духовному развитию. Аналогичное психогигиеническое воздействие на личность обучающегося может оказать регулярное посещение спортивного или тренажерного зала, во время организованных тренировок в которых не только повышается функциональность внутренних органов и базовых систем организма, но и повышается самооценка личности студента, что, в свою очередь, ведет к большей субъективной заинтересованности в достижении максимальных результатов в учебной деятельности.
Еще одним негативным психоэмоциональным фактором (помимо дефицита социального общения), существенно снижающим эффективность отдыха определенного процента современных студентов, является субъективная инфантильность, чаще всего проявляющаяся в бытовых условиях неспособностью рационально организовать и использовать время отдыха, т.е. создать для себя оптимальные условия досуга. В классическом понимании значения слова, досуг – это часть свободного от учебы времени, которая остается после исполнения непреложных непроизводственных (бытовых) обязанностей и может быть использована для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей.
Рациональная организация досуга студента является существенным фактором оптимизации его учебной и интеллектуальной деятельности, поскольку позволяет создать максимально благоприятный для нее психоэмоциональный фон. По способам своего проведения досуг традиционно подразделяется на активный и пассивный. Первый вид досуга связан с активными занятиями различными видами деятельности – игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т.д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, потребителя аудиовизуальной продукции индустрии «массовой культуры» (телевизионных шоу, компьютерных игр и проч.) или с ничегонеделаньем. Активный досуг является средством успешной социализации личности студента, пассивный досуг – фактором возникновения или дальнейшего развития социального аутизма, который может перерасти в болезненные проявления мизантропии или даже в различные психопатологии.
Важнейшим психологическим средством организации досуга студента, стимулирующим его творческое начало, является наличие у него хобби – специфического вида деятельности, разновидности развлечения, некого занятия, увлечения, которым он регулярно занимаются на досуге, для души. Человечество знает более 40 разновидностей хобби – от всем известного рукоделия, коллекционирования и моделирования до весьма оригинальных и специфических проявлений коллективных интересов как историческая реконструкция, ролевые игры, экстремальные виды спорта и т.п. Главной отличительной чертой хобби как вида деятельности является то, что оно обычно непосредственно не связано с профессиональной (в нашем случае – с учебной) деятельностью человека, но является источником его интеллектуального или физического самосовершенствования, формой его самовыражения и способом неформальной самореализации.
Наличие хобби автоматически предполагает активное проведение досуга, существенно снижает психонегативное воздействие окружающей социальной среды на личность, может являться своеобразным «замещающим фактором» индивидуальной ограниченности физических возможностей иными доступными видами деятельности. По сути, наличие хобби является наглядным свидетельством психической уравновешенности и полноценности личности, а его отсутствие – признаком субъективной эмоциональной недоразвитости или наличия нарушений в психоэмоциональной сфере индивида. Следовательно, активный досуг, организованный с помощью хобби, может стать социально обусловленным фактором, актуализирующим субъективную познавательную деятельность студента, которая в сочетании с учебной может стать основой его интеллектуального роста.
Студент, способный организовать свой быт и досуг, наименее подвержен влиянию вредных привычек, к числу которых относятся систематическое курение табака и потребление алкоголя. К сожалению, индивидуальная приверженность значительной части современного студенчества воздействию этих вредных привычек имеет психологическую подоснову, связанную с социализацией их личностей. Установлено, что большинство студентов начали курить табак еще в подростковом возрасте, учась в школе, и для них курение носило ритуальный характер инициации, т.е. являлось визуальным проявлением их якобы вступления в самостоятельную взрослую жизнь. Кроме того, для многих юношей и девушек курение табака снижает барьер социального общения, служит предлогом для установления коммуникации, является возможностью завязывания общения и нового знакомства.
Аналогичные социальные причины подталкивают молодых людей к началу потребления алкоголя. Желание казаться взрослее, насущная потребность в организованной социальной коммуникации (пусть даже вокруг застолья или в форме совместного распития алкогольных напитков) чаще всего становятся причинами их пристрастия к спиртному. Получив достаточный социальный опыт в коллективном потреблении алкоголя, большинство студентов утрачивают к нему интерес, поскольку не испытывают потребности в нем для организации социальной коммуникации, и воспринимают его как атрибут, а не повод или эмоциональное основание для организации общения. Систематически же начинают потреблять алкоголь только те студенты, кто находится в социальной изоляции, не способен самостоятельно организовать для себя активный досуг или страдает вне стен вуза социальным аутизмом в открытой или латентной (скрытой) форме. Иными словами, потребление алкоголя как самая тяжелая из вредных привычек всегда имеет психоэмоциональные причины, лежащие с плоскости конфликта несоответствия самооценки индивида и восприятия его личности окружающим социумом. А поэтому его преодоление возможно только через полномасштабную самореализацию каждого молодого человека в учебной и досуговой деятельности.
Курение табака и потребление алкоголя вызывают в организме человека последовательно сменяющие друг друга физиологически обусловленные состояния опьянения и абстиненции (или похмелья). В соответствии с Международной классификацией болезней в 10-й редакции, принятой конференцией Всемирной организацией здравоохранения в 1989 г. (МКБ-10), установлены 8 видов опьянения, начиная от алкогольного и заканчивая стимуляторным (включая табачное), но основное количество видов опьянения приходится на наркотическое. Поскольку приобретение, изготовление и потребление наркотических веществ является уголовно наказуемым деянием, не совместимым со статусом студента вуза, на характеристике физиолого-гигиенических последствий приема наркотиков останавливаться не будем, поскольку считаем это обязанностью криминальной юстиции. Однако воздействию на умственную деятельность молодого человека алкогольного и никотинового опьянения уделим некоторое внимание.
Особо негативное влияние на интеллектуальную деятельность человека из всех «легальных» видов опьянения оказывает алкогольное. Это – особое состояние нервной системы вследствие приема алкоголя, вызываемое психоактивным действием этанола (этилового спирта, метилкарбинола, винного спирта) – одноатомного спирта, активного компонента всех алкогольных напитков, воздействующего как депрессант на центральную нервную систему человека. Алкогольное опьянение вызывает изменения в психологических, физиологических и поведенческих функциях человека. При легкой степени опьянения поведенческие проявления могут отсутствовать, однако более тяжелые стадии опьянение алкоголем, как правило, сопровождается утратой реальной оценки обстановки и роли собственной личности, расстройствами речи, внимания, памяти и координации движений.
Содержащийся в спиртных напитках алкоголь достаточно быстро всасывается в кровь (20 % из желудка и 80 % из кишечника): так, 100 мл водки усваивается в среднем за 1 час, но первые ощущения эйфории, сопровождающие опьянение, возникают уже через 10-12 минут. При этом спирт избирательно накапливается в головном мозге, что в медицине называют еще выраженной органотропностью, где его концентрация уже через 5 минут с момента приема перорально (или через рот) становится на 75 % выше, чем в крови. Именно этот процесс приводит к седативному эффекту (или подавлению сознания), сопровождающемуся расслаблением мышц, сомноленцией и эйфорией (ощущением опьянения).
Алкоголь действует преимущественно на высшие формы мозговой деятельности и может вызвать ухудшение памяти, его активное потребление может вызвать также снижение способности к умственному восприятию и переработке внешней информации и нарушение сознания, причиной чего является оксидативное повреждение или гибель нейронов головного мозга. Поэтому негативные последствия потребления алкоголя и связанного с ним состояние опьянения имеют для организма человека не временный и проходящий, а кумулятивный характер, при котором патологическое воздействие на центральную нервную систему происходит не одномоментно, а развивается постепенно, по мере накопления патогенного воздействия в результате длительного и регулярного пития.
Метаболизм этанола заключается в окислении до ацетальдегида – очень реакционно-способного и поэтому ядовитого вещества – и затем до уксусной кислоты (данное превращение происходит, прежде всего, в печени). В тканях головного мозга и в печени промежуточный продукт распада этанола – ацетальдегид, который в 10-12 раз токсичнее самого алкоголя, образует сложновыводимые химические соединения – ацетаты (или соли уксусной кислоты), травматически действующие на рецепторы, вызывая головную боль и иные неприятные ощущения, называемые абстинентным синдромом (или похмельем).
Существенную роль в нарушение обмена веществ в организме вследствие приема алкоголя играет дефицит магния, который в течение нескольких минут с момента приема этанола выводится в мочевой пузырь. В результате это приводит к повышению во внутриклеточном обмене активности кальция, вызывающего чрезмерное возбуждение клеток, следствием чего является состояние нервозности и раздражительности и появляется головная боль. Для взрослого человека доза алкоголя, приводящая к тяжелому опьянению и последующему похмелью, составляет 6-8 г на 1 кг массы тела, для юноши – 4-6 г, для девушки – 3-4 г.
Симптомами похмельного синдрома являются сухость во рту, головная боль, тремор (дрожь во всем теле), раздражительность, покраснение глаз, повышенная чувствительность к свету и шуму, тошнота, рвота, боли в конечностях, потеря аппетита, депрессия. Возможна полная апатия или так называемая «адреналиновая тоска» – чувство вины, ощущение, что накануне сделал что-то неподобающее, неправильное, даже на фоне ясной памяти на происходившие события и чёткого осознания того факта, что никаких действительно постыдных действий не было. Естественно, подобные ощущения, продолжительность которых может составлять от нескольких часов до нескольких дней, не способствуют эффективной и целенаправленной умственной деятельности человека. Поэтому каждый молодой человек, планируя организацию своего досуга, включающую потребление алкоголя, должен решить для себя, стоят ли несколько часов эйфории под воздействием химических веществ полной утраты работоспособности и интеллектуальной активности на весь следующих день и даже на несколько дней вперед. Цена сомнительного удовольствия может оказаться слишком высокой.
Однако абстинентный синдром может быть вызван не только потреблением большой дозы алкоголя, но также и курением. Курение – вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путем их возгонки и последующего всасывания в легких и дыхательных путях, что применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами разной интенсивности воздействия, благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг. Единственной легальной курительной смесью в России является табак.
Табачный дым содержит психоактивные вещества (алкалоиды) – никотин и гармин, которые в комбинации являются аддитивным стимулятором центральной нервной системы человека, а также вызывают у него слабую эйфорию. Эффекты воздействия никотина включают временное снятие чувства беспокойства, раздражительности, неспособности сосредоточиться, которые возникают при отказе от его употребления даже на короткий период времени после периода систематического и регулярного употребления. И, наоборот, появление этих субъективно негативных ощущений является свидетельством наступления в организме никотиново-гарминовой абстиненции, которая начинается у курящего человека приблизительно через 1 час после предшествующей никотинизации организма. В результате индивид, чтобы иметь возможность продолжить на прежнем уровне эффективности свою умственную деятельность, бывает вынужден выкурить очередную порцию табака, тем самым ставя себя в патологическую зависимость от этой вредной привычки. Именно короткий срок наступления никотиново-гарминовой абстиненции является основной причиной быстрого возникновения и весьма сложного преодоления субъективной зависимости человека от табакокурения.
Итак, основными условиями правильной организации времени отдыха или досуга студента с физиолого-гигиенической точки зрения являются обязательная двигательная активность на свежем воздухе каждый день перед сном не менее 1 часа, правильная организация питания по возвращению с учебы, организованное социальное общение с однокурсниками или сверстниками, основанное на общности интересов, наличии увлечения или хобби, а не на приверженности вредным привычкам. Только так можно создать оптимальные условия для эффективной познавательной деятельности.
- Введение
- 1. Гигиенические основы организации учебного труда студентов
- 1.1. Психогигиена познавательной деятельности студента
- 1.1.1. Психогигиена внимания
- 1.1.2. Психогигиена памяти
- Основные психологические законы памяти
- 1.1.3. Психогигиена мышления
- 1.2. Психогигиена эмоциональной составляющей учебного труда студентов
- 1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
- 1.3.1. Режим дня и организации учебной деятельности студентов
- 1.3.2. Гигиена правильного питания
- 1.3.3. Гигиена отдыха студента
- 2. Гигиена учебного труда студента при работе с компьютером
- 2.1. Компьютер и среда рабочего места пользователя
- 2.2. Компьютер и здоровье человека
- 2.3. Правила гигиены труда при работе с компьютером
- 2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
- Соотношение температуры и относительной влажности воздуха в компьютерных аудиториях образовательных учреждений
- 2.3.2. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера
- 2.3.3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером
- 3. Гигиена физического воспитания студента
- 3.1. Физическое воспитание как фактор формирования гармонично развитой личности молодого человека
- 3.2. Гигиена занятий по физической культуре
- 3.2.1. Гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре
- 3.2.2. Гигиенические требования к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями
- 3.2.3. Гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре
- 3.2.4. Гигиена закаливания
- 3.3. Особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с ограниченными физическими возможностями
- Библиография
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Комплексы упражнений физкультурных пауз
- Оглавление
- Гигиена учебного труда студентов Учебное пособие
- 300012, Тула, пр. Ленина, д. 92