Введение
Сегодня все мы являемся свидетелями и участниками масштабных модернизационных перемен, которые переживает российское государство и общество. Бурное развитие естественнонаучного и научно-технического прогресса, появление новых и более совершенных образцов техники и промышленного оборудования, а также массовая компьютеризация населения и повсеместное внедрение новых коммуникационных технологий, не только значительно облегчили труд и быт людей физически, но и существенно ускорили темп их жизни, информационно насытили бытование человека, тем самым усложнив его существование интеллектуально.
За какие-то четверть века Россия из страны тотального дефицита (как товарного, так и информационного) превратилась в страну с неограниченными возможностями потребления, единственным регулятором разумности которого является обладание индивидом достоверной информацией. Умение работать с все возрастающим потоком сведений, анализировать их, отбирать все нужное и существенное, отсеивать все наносное – конъюнктурное и рекламное, а также грамотно применять полученную информацию в практической жизни – на работе и в быту в настоящее время является главным критерием при оценке субъективного уровня интеллектуального развития, социальной зрелости и профессиональной подготовленности современного специалиста.
Смена условий интеллектуальной деятельности человека на основе информатизации и компьютеризации общества существенно изменило субъективную эмоциональную ценность знания для современного студенчества. Еще какие-то двадцать лет назад их родители часами просиживали в библиотеках, от руки заполняли конспектами необходимых для учебы и будущей работы сведений толстые общие тетради. Для них каждая крупица профессионального знания являлась результатом организационно сложного и психологически тяжелого труда, результат которого, однако, имел огромный положительный эмоциональный заряд, когда знание являлось субъективной интеллектуальной собственностью и нравственной ценностью каждого человека. Сегодня же с помощью компьютера и средств Интернета поиск, обработка и представление пользователю необходимых сведений, материалов и данных осуществляются автоматически, не требует от него затрат времени и сил, интеллектуального напряжения, а поэтому обладание ими утратило субъективную ценностную эмоциональную оценку обладания результатом собственного познавательного труда. По сути, знание сегодня объективно трансформировалось в информацию – постоянно обновляемый возобновляемый ресурс материального производства, свободный и легальный доступ к которому превратился из личностно ориентированного достижения в обыденную возможность практически для каждого человека, умеющего работать с компьютером.
Глобальная информатизация человечества, превращение Интернет во всемирное хранилище опыта цивилизации, откуда можно получить практически любую информацию, кардинально повлияло на изменение содержания процесса обучения в высшей школе. При наличии свободного (или почти свободного) доступа к достижениям человеческой мысли для студента объективно отпадает необходимость в накоплении знаний как определенного объема специальных сведений по избранной профессии из-за их открытости и быстрого устаревания (в современных условиях многие профессиональные сведения прикладного характера, полученные в начале обучения в высшем учебном заведении, нередко морально и материально устаревают ко времени окончания учебы), а поэтому содержание профессионального обучения постепенно меняет свою направленность: от передачи студентам определенной суммы знаний осуществляется переход к формированию у них устойчивых навыков обработки и применения на практике постоянно меняющейся профильной информации в избранной ими сфере трудовой деятельности.
Избыток учебной и иной специальной информации объективно повышает уровень психологической и эмоциональной на центральную нервную систему обучающихся, которая все более нуждается в профилактических мерах и защитных механизмах от воздействия на психику студентов постоянно увеличивающегося потока и объема необходимых и далеко не очень нужных сведений. Сегодня следует говорить не о дефиците, а о переизбытке информации, с которым сегодня зачастую не в состоянии справиться мозг молодого человека, только завершающий к моменту его поступления в вуз свое анатомо-физиологическое формирование. Поэтому впервые за многие века человеческой цивилизации образование как социальная система, обеспечивающая передачу знаний от поколения к поколению, поставлена перед необходимостью включения в свою структуру особых механизмов, защищающих здоровье организма каждого молодого человека и обеспечивающих их гармоничное развитие, как интеллектуальное, так физическое и социальное.
Но не только одна психоэмоциональная сфера человеческого организма испытывает на себе все возрастающее давление научно-технического и социально-информационного прогресса. Оборотной стороной технического прогресса, своего рода платой человека за возможность пользования вновь обретенными благами цивилизации явилось повсеместное распространение специфических соматических (неинфекционных) заболеваний, своей этиологией (происхождением) обязанных пристрастию человека к различным техническим новшествам, заменяющим его физические усилия по обеспечению жизни, быта, трудовой деятельности. Помимо скачкообразного роста числа сердечнососудистых заболеваний (ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии и др.), причиной которых является гиподинамия или хроническая малоподвижность и недостаточность физической активности у человека, в молодежной среде стали массово распространяться заболевания иных базовых систем организма.
Деятельность вузов по сохранению здоровья студентов в настоящее время, в ближайшей и среднесрочной перспективе объективно будет осуществляться в критических условиях: по данным Министерства здравоохранения и социального развития России, среди выпускников общеобразовательных школ 2010 года лишь 29,1 % были признаны полностью здоровыми. Для современной отечественной системы высшего профессионального образования это означает приблизительно следующее: абсолютное большинство здоровых и физически развитых выпускников общеобразовательных школ будут поступать в военные и специализированные военизированные высшие учебные заведения, т.к. в этом сегменте профессионального образования сам факт физического здоровья, а не наличие у абитуриентов глубоких знаний будет являться конкурентным преимуществом при зачислении на учебу за государственный счет. В этих условиях гражданские вузы могут получить в самые ближайшие годы все 100 % абитуриентов с отклонениями в физическом или психосоматическом развитии. Поэтому на отечественную систему высшего профессионального образования уже в ближайшие 2-3 года автоматически ляжет бремя не только организации обучения студентов, но и заботы о сохранении и желательно приумножении их здоровья.
Состояние здоровья современных студентов оставляет желать лучшего: по официальной статистике, самыми распространенными среди учащейся молодежи заболеваниями являются психосоматические (весь комплекс сердечнососудистых заболеваний, а также артериальная гипертензия, бронхиальная астма, дистрофия на фоне анорексии и др.) – до 80 % обучающихся, заболевания органов зрения или слуха – до 20 %, заболевания травматической этиологии – до 20 %, врожденные заболевания – до 20 %, наркологические заболевания – до 10 %. Фактически, сегодня практически каждый студент болеет одновременно 2-3 хроническими заболеваниями, что существенно влияет на образовательный процесс в любом вузе.
Забота и практическая деятельность по поддержанию здоровья студентов является одной из основных гуманистических обязанностей всей системы отечественной высшей школы и профессорско-преподавательского состава любого образовательного учреждения. В первую очередь, это означает, что непосредственно сам учебный процесс и вся педагогическая деятельность преподавателей должны быть организованы таким образом, чтобы не только не развить у обучающихся те хронические заболевания, с которыми они уже приходят со школьной скамьи, или не спровоцировать развитие новых, как это, к сожалению, в настоящее время нередко бывает, но сохранить прежне состояние их здоровья и даже улучшить его.
Если не учитывать этого обстоятельства, то лишается смысла социальное предназначение всей системы профессионального образования в стране: зачем работодателю будет нужен больной работник, пусть даже и высококвалифицированный, если он по состоянию здоровья не сможет выполнять возлагаемых на него трудовых функций? В этой ситуации система высшего профессионального образования становится оторванной от общества, т.к. не выполняет своего основного социального и цивилизационного предназначения – готовить профессионально подготовленных и физически здоровых специалистов младшего и среднего звена управления во всех сферах материального или интеллектуального производства, сферы оказания частных или публичных услуг.
Поэтому становится все более актуальной необходимость наличия в организации образовательного процесса в каждом вузе особой профилактической составляющей, направленной на поддержание и сохранение того уровня физического и психического здоровья студентов, с которым они приходят в стены образовательного учреждения. Речь идет о гигиене учебного труда студента, которая включает в себя психогигиену его познавательной деятельности и различные санитарно-гигиенические способы и меры защиты его здоровья от неблагоприятных воздействий окружающей среды (в том числе и социальной), сопутствующих молодому человеку в деле получения высшего профессионального образования.
Общеизвестно, что гигиена или наука о здоровье как отрасль медицины изучает влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, содержания и характера общественных и производственных отношений) на здоровье человека, его индивидуальную работоспособность и продолжительность жизни. В соответствии с таким хрестоматийным пониманием общего определения гигиены, под гигиеной учебного труда студента, являющейся специфической подотраслью гигиенической науки, мы понимаем совокупность мер, мероприятий и рекомендаций, направленных на сохранение, поддержание и совершенствование индивидуального физического и психического здоровья студентов на всем протяжении их обучения в стенах высшего учебного заведения.
Данное учебное пособие имеет своей целью сообщить студентам основные сведения о гигиенических основах их учебного труда, включая такие инновационные аспекты данной проблематики, как психогигиена познавательной деятельности и эмоциональной сферы, а также рекомендации по организации распорядка дня, времени отдыха и досуга, гигиене питания. Отдельно комплексно рассматриваются вопросы гигиены учебного труда студента при работе с компьютером, характеризуются источники и формы негативного влияния компьютерной техники и ее нерационального использования на организм и индивидуальное здоровье молодых людей, даются рекомендации по минимизации отрицательных техногенных воздействий, что является новым словом в отечественной гигиенической науке. Специальная глава посвящена различным требованиям гигиены к организации занятий студентов физической культурой, в которой специально разграничиваются понятия гигиены здоровья обучающихся при занятиях физической культурой (включая занятия по адаптивно-оздоровительной физической культуре со студентами с ограниченными физическими возможностями) и гигиены труда профессиональных спортсменов, что также является новым словом в гигиене и педагогике высшего профессионального образования.
Авторы пособия возлагают особые надежды на то, что оно станет для студентов не просто сводом каких-то абстрактных сведений, изучение которых является их формальной обязанностью в рамках освоения соответствующей программы высшего профессионального образования, а поистине настольной книгой, из которой они будут черпать практические рекомендации по оптимизации организации своей учебной деятельности и повседневной жизни в соответствии с наиболее актуальными требованиями и достижениями отечественной гигиенической науки. Индивидуальное физическое и психическое здоровье является имманентной достоянием и ценностью каждого человека, а поэтому его сохранение и приумножение для каждого студента должно стать предметом особого внимания и заботы, чтобы на долгие годы после окончания вуза иметь высокую работоспособность, интеллектуальную и физическую активность и жизненный успех.
- Введение
- 1. Гигиенические основы организации учебного труда студентов
- 1.1. Психогигиена познавательной деятельности студента
- 1.1.1. Психогигиена внимания
- 1.1.2. Психогигиена памяти
- Основные психологические законы памяти
- 1.1.3. Психогигиена мышления
- 1.2. Психогигиена эмоциональной составляющей учебного труда студентов
- 1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
- 1.3.1. Режим дня и организации учебной деятельности студентов
- 1.3.2. Гигиена правильного питания
- 1.3.3. Гигиена отдыха студента
- 2. Гигиена учебного труда студента при работе с компьютером
- 2.1. Компьютер и среда рабочего места пользователя
- 2.2. Компьютер и здоровье человека
- 2.3. Правила гигиены труда при работе с компьютером
- 2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
- Соотношение температуры и относительной влажности воздуха в компьютерных аудиториях образовательных учреждений
- 2.3.2. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера
- 2.3.3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером
- 3. Гигиена физического воспитания студента
- 3.1. Физическое воспитание как фактор формирования гармонично развитой личности молодого человека
- 3.2. Гигиена занятий по физической культуре
- 3.2.1. Гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре
- 3.2.2. Гигиенические требования к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями
- 3.2.3. Гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре
- 3.2.4. Гигиена закаливания
- 3.3. Особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с ограниченными физическими возможностями
- Библиография
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Комплексы упражнений физкультурных пауз
- Оглавление
- Гигиена учебного труда студентов Учебное пособие
- 300012, Тула, пр. Ленина, д. 92