2.2. Компьютер и здоровье человека
Современный компьютер сам по себе не столь опасен для здоровья человека, как и любой другой сложный бытовой прибор (например, телевизор или микроволновая печь). Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья человека, связанные с его применением в повседневной бытовой жизни или производственной деятельности. Иными словами, источником потенциального вреда здоровью человека является не компьютер как таковой (все они проходят обязательную санитарно-гигиеническую сертификацию, обусловленную жесткими требованиями безопасности), а, главным образом, его неразумное или чрезмерное использование. Фактически, человек, работающий с компьютером, нарушая при этом все санитарно-гигиенические нормы и правила, нередко сам представляет главную угрозу собственному здоровью, хотя зачастую и не осознает этого. Поэтому на первый план в деле профилактики так называемых «компьютерных» заболеваний выходит насущная потребность общества в полной и объективной информированности своих членов (и особенно – молодежи) по данному вопросу.
Как показывают результаты медицинских исследований, проводившихся в Германии, России, США, Швеции и Японии, пресловутый «человеческий фактор» является наиболее частой причиной развития разного рода функциональных расстройств у пользователей персональных компьютеров и сходных с ними по конструкционным особенностям устройств – видеодисплейных терминалов, игровых приставок и т.д. Только у 8 % обследованных лиц, в настоящее время страдающих хроническими заболеваниями «компьютерной» этиологии, недуги были вызваны генетической предрасположенностью к ним (в первую очередь, это касается провокаций эпилептических приступов у людей с индивидуальной повышенной чувствительностью к световым мельканиям, вызванной нарушением деятельности клеток мозга, у которых длительная работа с компьютером может вызывать так называемые «фотосенситивные эпилептические статусы» или приступы). У остальных 92 % активных пользователей компьютеров, испытывающих проблемы со зрением, функционированием сердечнососудистой, центральной нервной, половой, пищеварительной и выделительной систем, возникновение и развитие хронических заболеваний было связано с систематическим нарушением ими основополагающих правил и требований производственной гигиены при работе с компьютерной и сходной с ней техникой.
Итак, к каким именно хроническим заболеваниям может привести пренебрежение пользователями ПК выполнением санитарно-гигиенических правил работы с компьютером? Медики и специалисты в области производственной гигиены традиционно выделяют пять основных групп так называемых «компьютерных» заболеваний, возникновение и развитие которых люди зачастую сами провоцируют у себя, проводя необоснованно много времени в общении с монитором и клавиатурой ПК. К ним относятся:
заболевания органов зрения;
заболевания опорно-двигательной системы (включая болезни суставом и мышц кистей и предплечий рук вследствие их хронического переутомления);
заболевания желудочно-кишечного тракта или половых органов (включая анорексию и геморрой).
заболевания сердечнососудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);
нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы (припадки) различной природы).
Вместе с тем нельзя не отметить того факта, что компьютер в подавляющем большинстве случаев выступает только как сопутствующий фактор возникновения и развития болезни, а не как ее основная причина.
Ярким примером тому может служить снижение остроты зрения вследствие регулярной и длительной работы по компьютерному набору теста. Человек в этом случае временно как бы «слепнет», причиной чему является недостаток в его организме каротина или витамина «А». Симптомы отсутствия витамина «А» общеизвестны, к ним относятся, прежде всего, чрезмерная чувствительность глаз к яркому свету и, особенно, ухудшение сумеречного зрения. Эти симптомы принято связывать с компьютером в основном из-за того, что работа с ним (при неправильном его использовании) повышает потребность глаз в каротине. Когда пользователь набирает большие объемы текста не «вслепую», а попеременно глядя то на слабо освещённую клавиатуру, то на сильно освещённый экран монитора (пусть даже самый безопасный), то для глаз пользователя это является большим испытанием.
Зрачки пользователя компьютера постоянно то сужаются, то расширяются и не успевают настроиться под имеющееся количество света (освещенность), поэтому глаза вынуждены работать как бы в «разогнанном» режиме. На уровне бытового восприятия данный физиологический эффект можно проиллюстрировать следующим примером: попробуйте несколько раз подряд выйти из тёмного подъезда на солнечную улицу и тут же зайти обратно, сможете вы после этого что-то видеть? За компьютером нагрузка на глаза вследствие разности освещенности гораздо меньше, и до определённого предела они способны ее переносить без особого вреда, но для этого им потребуется витамин «А» в особо больших количествах. Когда витамин перестанет помогать, останется только учиться слепым методам набора текстами или прощаться со зрением… Второе, к сожалению, встречается гораздо чаще, и предотвратить этот процесс можно только отказом от работы с компьютером на определенное время и интенсивной витаминной терапией, что не все пользователи ПК могут сделать по причине профессиональной занятости и банального незнания основных законов физиологии.
Чрезмерно интенсивная и длительная (без регулярных перерывов на отдых) работа с компьютером приводит к появлению целого ряда функциональных расстройств органов зрения, которые назвать заболеваниями в полном смысле этого слова еще нельзя, поскольку после прекращения работы с ПК и медикаментозной терапии все их негативные проявления проходят. К их числу медики относят в первую очередь астенопию (или «дисплейную болезнь») и синдром «сухого глаза».
«Дисплейная болезнь» характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела, которое расположено сразу под радужной оболочкой глаза, состоит из множества мышечных волокон и представляет собой своеобразное мышечное кольцо внутри которого крепится хрусталик. Сокращение или расслабление мышц ресничного тела приводит к изменению кривизны хрусталика и, следовательно, изменяет его преломляющую способность, в результате чего в норме обеспечивается концентрирование светового пучка на ограниченный участок сетчатки глаза. При хроническом перенапряжении ресничное тело теряет способность сокращаться а, следовательно, теряется способность глаз к аккомодации (адекватного восприятия объектов на различных расстояниях).
Синдромом «сухого глаза» называют функциональные расстройства органа зрения, вызванные нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью. В норме человек осуществляет более 20 моргательных движений в секунду, в результате чего роговица глаза постоянно увлажняется и очищается слезной жидкостью. Во время работы с компьютером частота моргания уменьшается, по меньшей мере, в 3 (!) раза, а поэтому поверхность роговицы как бы «высыхает». Синдром «сухого глаза» развивается спустя некоторое время интенсивной работы с компьютером и проявляется жжением в глазах, покраснением конъюнктивы, появлением сосудистой сетки на боковых поверхностях глаз. Если при возникновении этих признаков работа с компьютером сразу же прекращается, то симптомы регрессируют (постепенно проходят сами собой), однако при продолжении активной работы указанные симптомы становятся более устойчивыми и уже не исчезают после ее прекращения, что объясняется присоединением инфекции и нарушением трофики оболочек глаза, вызванные недостаточным увлажнением глаз слезной жидкостью. В этом случае преодоление последствий синдрома потребует врачебного вмешательства и медикаментозной терапии, что легко можно было избежать, не проводя бездумно в общении с компьютером неоправданно большое количество времени.
Однако это совсем не означает, что работа с компьютером не может стать причиной возникновения таких хронических заболеваний органов зрения как миопия (близорукость) или дальнозоркость, реже – астигматизм (косоглазие). Но и в этом случае техника является лишь сопутствующим фактором развития недуга, тогда как истинной причиной становится неразумная человеческая деятельность и халатное отношение к собственному здоровью. Здесь работают те же физиологические принципы, что и при порче зрения чтением книг: неправильное расстояние глаз до монитора, неправильно установленная яркость экрана (для текста она должна быть меньше, а для картинок и видео – больше), нечеткое изображение, мелкие или трудно читаемые шрифты, слишком длинные или слишком короткие строки, неудобные для глаз цвета, мельтешащая анимация – вот основные причины ухудшения зрения от работы с компьютером. Зачастую, чтобы избежать негативного воздействия этих факторов на свой организм, пользователю персонального компьютера достаточно отрегулировать настройки экрана монитора, однако многие из них не придают выполнению этих совсем несложных требований должного внимания, но затем расплачиваются собственным здоровьем за пренебрежение элементарными правилами производственной гигиены.
Аналогичным образом обстоит ситуация с развитием у пользователей ПК заболеваний опорно-двигательного аппарата и его отдельных органов, и в первую очередь – позвоночника. Общеизвестно, что рост среднего человека утром на полтора-два сантиметра больше, чем вечером, так как позвоночник за целый день стояче-сидячей жизни заметно сжимается под воздействием силы гравитации на массу тела. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе и поэтому должен чувствовать себя комфортно, однако на практике дело обстоит диаметрально противоположным образом.
Стандартная рабочая поза пользователя ПК, склонившегося над клавиатурой, является для его организма вынужденной и крайне неприятной, поскольку в статическом напряжении находятся мышцы шеи, головы, рук и плеч, вследствие чего возникает излишняя нагрузка на шейный и крестцовый отделы позвоночника. При этом неизбежным сопутствующим фактором является вынужденное искривление (пусть даже и незначительное) позвоночного столба, вызванное неравномерной нагрузкой корпуса на предплечья рук вследствие того, что одна рука помимо работы на клавиатуре постоянно задействована в функциональных операциях с манипулятором «мышь». Многочасовое просиживание за монитором и клавиатурой компьютера в таком «скособоченном» положении без перерыва на отдых или хотя бы перемену положения тела неизбежно ведет к возникновению и развитию остеохондроза (а у детей – сколиоза) позвоночника, а впоследствии – защемлению того или иного нерва, отходящего от спинного мозга и иннервирующего какой-либо орган или группу мышц, а также развитию радикулита.
Остеохондрозы, сколиозы позвоночника и возникающие на их основании межпозвонковые грыжи и защемления нервов нередко становятся причиной, своего рода «пусковым механизмом», развития иных соматических (неинфекционных) заболеваний. Так, характерные для большинства активных пользователей ПК и любителей компьютерных игр («геймеров») боли в пояснице и в основании шеи запросто могут привести к болезням вен и суставов конечностей. «Синдром программиста» – боли между лопатками – представляет чрезвычайно серьезную опасность для сердца и лёгких. А поскольку он обычно сопровождается спазмом трапециевидных мышц, которые в попытках спасти позвоночник пережимают артерии, идущие к мозгу, существенно снижая его кровоснабжение, то помимо развития ишемической болезни сердца может спровоцировать эпилептические припадки и даже стать причиной паралича конечностей и инсульта. Боли в середине спины, на стыке грудного и поясничного отделов позвоночника, обещают не в меру активному пользователю ПК гастрит и даже язвенную болезнь желудка, но задолго до этого обеспечивают его беспричинным «общим утомлением».
К возникновению у человека всех этих болезней компьютер как техническое устройство не имеет ни малейшего отношения, поскольку не оказывает никакого непосредственного воздействия на опорно-двигательный аппарат пользователя ПК. Наоборот, человек сам и зачастую бездумно подстраивает положение своего тела под внешние условия работы с компьютером, пренебрегая основными правилами производственной гигиены, вследствие чего у него появляются псевдо-«компьютерные» заболевания. Если говорить объективно, то в возникновении и развитии большинства недугов опорно-двигательной системы виноваты сами пользователи ПК, а также недобросовестные производители компьютерной мебели, но никак не производители компьютеров, хотя последние, дабы избежать судебных преследований, нередко помещают на отдельных деталях своей техники предупреждения о том, что они могут стать источником соматических расстройств опорно-двигательного аппарата и нервной системы.
Предотвратить возникновение и развитие большинства заболеваний опорно-двигательной системы, т.е. осуществить их профилактику, достаточно легко с помощью правильного выбора компьютерной мебели в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями или индивидуальными рекомендациями врача при наличии первичных симптомов заболеваний. В этом случае главным образом имеет значение соотношение высот: сидения стула – относительно пола, клавиатуры – относительно локтей, экрана монитора – относительно глаз.
Рекомендуется, чтобы расстояние от глаз до экрана было близко к длине диагонали монитора, т.е. 40-50 см или 15-20 дюймов (для другого расстояния рекомендуется регулировать разрешение монитора и размер шрифтов). Удобная спинка стула почти ни на что не влияет, главное, чтобы она обеспечивала поясничный прогиб и не провоцировала на сползание тела в полулежачее положение. Из всего компьютера значение имеют разве что эргономичная клавиатура и манипулятор «мышь», да и то только для тех, кто ими интенсивно пользуется. В остальном же забота о здоровье опорно-двигательной системы пользователя ПК должна выражаться в укомплектовании рабочего места специальной мебелью, соответствующей требованиям санитарных норм и правил.
Длительная работа с компьютером может стать причиной возникновения и развития серьезных нервно-мышечных расстройств пальцев и кистей рук чрезмерно активного пользователя. Ведь руки выполняют основную часть механической работы при работе с ПК, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а продолжительность времени работы. Как известно, подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками тела человека, на которых сконцентрировано наибольшее количество тактильных рецепторов – чувствительных нервных окончаний, благодаря чему пальцы выполняют функцию осязания. При длительной работе на клавиатуре нервные окончания пальцев подвергаются постоянному чрезмерному раздражению, что со временем приводит к истощению нервных путей, осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате этого возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Британские физиологи назвали это заболевание RSI или repetitive strain injury, что переводится как «хроническое заболевание кистей рук». Предотвратить его возникновение очень легко: для этого достаточно соблюдать гигиенические правила работы с компьютером, делать регулярные перерывы в работе и в это время выполнять расслабляющие физические упражнения для кистей рук.
Интенсивная работа с клавиатурой, следствием чего является непрерывное механическое воздействие на пальцы, также оказывает негативное влияние на суставный и связочный аппарат кистей рук, приводя к целому ряду хронических заболеваний кистей и предплечий рук. К числу этих заболеваний относятся тендовагинит – воспаление и отек сухожилий (кисть, запястье, плечо); травматический эпикондилит – раздражение сухожилий, соединяющих предплечье и локтевой сустав; болезнь де Карвена – разновидность тендовагинита, при котором страдают сухожилия, связанные с большим пальцем кисти руки; тендосиновид – воспаление синовиальной оболочки сухожильного основания кисти и запястья; синдром канала запястья – ущемление медиального нерва руки в результате отека сухожилия или синовиальной оболочки либо повторяющегося изгибания запястья.
Однако самым распространенным среди них является «кистевой туннельный синдром» или синдром запястного канала, уже приобретший статус профессионального заболевания компьютерщиков. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий, проходящих в непосредственной близости к нерву, а также распуханием самого нерва. Непосредственной причиной защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений или неудобным положением рук при работе с клавиатурой, когда запястье находиться в постоянном напряжении. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению кистей, особенно ладоней. В связи с этим стоит заметить, что непроходящая боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва в результате отека сухожилия или синовиальной оболочки, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором травмируется нерв, идущий к рукам от спинного мозга. По сути, все перечисленные нервно-мышечные расстройства псевдо-«компьютерной» этиологии являются результатом физического перенапряжения, которое допускает для себя пользователь компьютера в своем стремлении достичь максимального результата от эксплуатации техники, пренебрегая при этом собственным здоровьем.
Сидячая поза человека при работе с компьютером помимо негативного воздействия на позвоночник и опорно-двигательный аппарат в целом также может отрицательно повлиять на нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта, выделительной и половой систем, и это может произойти не только вследствие нарушения иннервации отдельных органов этих систем, о чем уже было сказано выше. У тех, кто много сидит (особенно на мягких кожаных или дерматиновых креслах, а именно они составляют основную массу офисной мебели), между сиденьем стула и телом образуется своего рода «тепловой компресс», который ведет к повышению внутренней температуры тела в области малого таза, застою крови в тазовых органах, нарушению нормальной жизнедеятельности тканей слизистой кишечника и, как закономерное следствие, – прогрессирующему развитию простатита и геморроя, т.е. тех болезней, лечение которых – процесс длительный, финансово затратный и малоприятный.
Кроме того, некоторые неудобные позы пользователей компьютеров, приспосабливающих свое тело к плохо оборудованному рабочему месту в офисе, могут стать причиной передавливания кишечника, в результате чего нарушаются процессы пищеварения и кровеобмена в этой части желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, может явиться «пусковым механизмом» развития язвенной болезни, отложения каловых камней в кишечнике (иногда их масса достигает 12-15 килограммов), запоров. Единственно действенным способом избежать застоя крови в области малого таза и пережатия кишечника является безусловное соблюдение пользователями ПК гигиенических требований работы с компьютером.
Систематические нарушение чересчур активными пользователями компьютеров правил производственной гигиены и пренебрежение соблюдением эргономических требований к обустройству рабочего места нередко приводит к развитию у них различных хронических сердечнососудистых заболеваний, возникновение которых никак не связано с воздействием компьютера на человека. Люди сами добровольно ставят в себя в такие условия, когда риск развития у них ишемической болезни сердца, тахикардии, стенокардии, артериальной гипертензии (или гипертонии) приближается вплотную к ста процентам.
Мы уже писали о том, что длительное сохранение статического напряжения отдельных групп мышц шеи и плечевого пояса неизбежно приводит к передавливанию отдельных артерий или вен, отвечающих за кровоток в области головного мозга (наиболее часто это происходит в области второго шейного позвонка – аксиса), что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на сердце, которое стремиться сообщить мозгу необходимое для его нормального функционирования количество крови. Застой крови в органах тазовой области и нижних конечностях, вызванный длительной работой с компьютером в положении сидя, неизбежно приводит к уменьшению количества крови, циркулирующей в организме, что также заставляет работать сердце более интенсивно. Два указанных фактора в совокупности приводят к тому, что нагрузка на сердце у пользователя ПК в течение шести часов непрерывной работы с компьютером возрастает в 3,5-4 (!) раза без каких-либо интенсивных физических нагрузок. Это приводит, в свою очередь, к хроническому расширению сосудов, утрате их стенками эластичности, а в отдаленной перспективе – к флебиомам (варикозу), атеросклерозу, а в худшем случае – инсультам и инфарктам.
Однако для учащейся молодежи неблагоприятные физиологические последствия неграмотной организации работы с компьютером (они проявят себя несколько позже, уже в зрелом возрасте) уходят на второй план по сравнению с проблемами психологическими и нейрофизиологическими. Работа с компьютером является все-таки интеллектуальной деятельностью, а не физическим трудом, хотя и сопряжена с выполнением большого количества механических действий.
Важнейшим фактором, влияющим на нервную систему пользователя ПК, является большой поток и объем самой разнообразной, зачастую не связанной между собой информации, который он вынужден воспринимать. Даже «геймер» – любитель компьютерных игр – пропускает через собственное сознание чрезвычайно большой объем информации самого разного характера и динамики, а что уж говорить о программисте или дизайнере? Если при устном общении человек может пропустить часть информации «мимо ушей», что и делают люди, когда не справляются с объемом информации, превышающим возможность ее усвоения, то при письменно-визуальном компьютерном общении это делать гораздо сложнее. Такая мозговая активность требует постоянного расхода витаминов группы «В», недостаток которых приводит к снижению умственной активности, скорости психоэмоциональных реакций, способности адекватно воспринимать и анализировать поступающую информацию.
Также не стоит забывать факт наличия и воздействия на нервную систему человека при работе с компьютером иных стрессогенных факторов – мелькания рекламных баннеров, музыки из колонок, мерцания экрана, шума вентилятора и прочих технических «сопутствующие факторов». Помимо чисто технических стрессоров пользователей компьютеров зачастую, и даже практически всегда преследуют технологические стрессоры – сбои сети Интернет и отдельных компьютерных программ, потеря несохраненной информации, резкое уменьшение быстродействия и «зависание» компьютера, воздействие на операционную систему и программное обеспечение различных вредоносных программ («вирусов», «червей» и др.). Отечественной судебной медицине известны случаи инфарктов с летальным исходом вследствие утраты хранящейся на компьютере информации (но это – уже крайний случай переживания стрессовой ситуации).
Однако наибольшее отрицательное воздействие чрезмерное использование компьютеров оказывает не на физиологию, а на психику человека. Согласно результатам исследований британских и японских медиков, чрезмерно интенсивное использование компьютеров во всех сферах человеческой жизнедеятельности является важнейшей причиной деградации функций памяти. Исследования, проведенные учеными среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах «внешней памяти», теряет способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.
По мнению врачей, такая интеллектуальная деградация представителей «компьютерного поколения» связана, прежде всего, с распространением различных органайзеров и аналогичных серверов в Интернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди, во-первых, отвыкают тренировать собственную память, потому что «внешняя память» всегда под рукой, а во-вторых, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись. Но и это не есть прямой результат влияния компьютера или компьютерной технологии на психику человека. Человек сам добровольно ставит себя в зависимость в информационную, психоэмоциональную и даже физиологическую зависимость от машины, превращаясь тем самым в ее антропогенный придаток.
Вместе с тем методически грамотное изучение компьютерной техники и овладение навыками работы с ней может стать стимулирующим фактором субъективного физиологического и интеллектуального развития студента. Речь идет о формировании и тренировке мелкой моторики мышц кистей рук в процессе обучения и последующего применения навыка десятипальцевого способа набора текста на клавиатуре компьютера «вслепую». Формирование этого навыка должно происходить параллельно с изучение интерфейса ПК и основных компьютерных программ, причем подобным педагогическим воздействием должны быть охвачены все обучающиеся. Помимо утилитарного или прикладного значения (десятипальцевый набор текста «вслепую» может быть первым профессиональным навыком), оно имеет и гуманистическую значимость.
Кисть выполняет триединую – статическую, динамическую и сенсорную – функцию, которая, в свою очередь, складывается также из трех элементов: вытянутая вперед рука, открытая, с прямыми пальцами служит лопаткой или совком, согнутые пальцы – крючком или щипцами, самая сложная функция – захват. Но все они служат одной цели – реализации чисто человеческой способности управлять взятыми предметами, двигать их по разным направлениям, осмысленно перемещать их в пространстве. Таким образом, кисть человеческой руки и его сознание неразрывно функционально связаны между собой: чем выше моторная активность кисти, тем развитие у человека мозговая познавательная деятельность.
Анатомо-физиологические особенности кисти руки эволюционно сложились в процессе совершенствования и поэтапного усложнения человеческого труда. Нейрофизиологами установлено, что территория проекции кисти в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий головного мозга имеет почти такую же протяженность как и все остальное тело мозгового вещества. И это не удивительно, если помнить, что во всех видах многообразной человеческой деятельности и его повседневной жизни главная роль объективно принадлежит именно кисти.
Рука настолько связана с мышлением человека, его переживаниями, трудом, что она объективно стала вспомогательным элементом межличностного общения, своего рода частью языка, средством социальной коммуникации. Все, что человек не может высказать, не находя слов, он выражает движением руки – жестом. Следовательно, постоянная тренировка и дополнительное развитие у студентов во время учебных занятий по информатике мелкой моторики кисти и связанного напрямую с ней уровня познавательной чувствительности (осязания) будет являться дополнительной формой стимулирования их мозговой активности как залога лучшего усвоения ими всего комплекса учебной информации.
Мелкая моторика кисти развивалась в процессе усложнения и поэтапного совершенствования трудовой деятельности человека. Но научно-технический прогресс, массовая компьютеризация общества и повсеместная информатизация, наряду с массовым производством и переходом к «обществу потребления», к сожалению, обратили этот эволюционный процесс вспять. В образовательном процессе развитие мелкой моторики кисти ранее традиционно происходило за счет лепки из пластилина и суралина (в детском саду), формирования умения писать от руки, рисовать и чертить (в средней школе). Активное развитие компьютерных технологий объективно уменьшило актуальность этих индивидуальных умений: современный среднестатистический выпускник общеобразовательной школы, знакомый с компьютером практически с детского сада, имеет крайне неустойчивый почерк, уже не умеет писать рейсфедером и плакатным пером, рисовать акварельными красками, однако прекрасно знаком со многими компьютерными играми и основными служебными и графическими программами. А это означает только то, что недоразвитость зоны проекции кисти в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий головного мозга у нынешнего студента также будет постепенно прогрессировать, что, в свою очередь, вызовет к жизни объективное изменение поведенческих и познавательных процессов абсолютного большинства обучающихся.
Преодоление постепенного снижения мозговой активности нынешних студентов является важной задачей организации образовательного процесса в отечественной высшей школе, значение которой со временем будет только возрастать. Исходя из концепции формирования модели гуманистического образования, следует обратить внимание на проблему объективного снижения моторной активности кистей учащихся в процессе обучения, влекущее за собой атрофию их головного мозга. Для этого необходимо в рамках программы обучения практически по каждой учебной дисциплине, предусмотреть виды занятий и учебных заданий, выполнение которых будет связано с развитием или тренировкой мелкой моторики кисти каждого обучающегося.
Обучение каждого студента десятипальцевому способу набора текста «вслепую» сегодня является наиболее адекватным способом преодоления дефицита деятельной мелкой моторики мышц кистей рук обучающегося. И наоборот, если студент не способен к такому действию и набирает текст на клавиатуре компьютера только двумя пальцами, он лишь усугубляет торможение процессов интеллектуальной активности в соответствующих зонах головного мозга, провоцируя тем самым стагнацию умственной деятельности в целом.
Как мы видим, основной причиной возможного развития всего комплекса соматических «компьютерных» заболеваний являются не технические средства, а их неграмотная эксплуатация, сопряженная с нарушением гигиенических правил и норм, знание которых становится все более актуальным для современных пользователей персональных компьютеров.
- Введение
- 1. Гигиенические основы организации учебного труда студентов
- 1.1. Психогигиена познавательной деятельности студента
- 1.1.1. Психогигиена внимания
- 1.1.2. Психогигиена памяти
- Основные психологические законы памяти
- 1.1.3. Психогигиена мышления
- 1.2. Психогигиена эмоциональной составляющей учебного труда студентов
- 1.3. Социально-биологические факторы, сопутствующие гигиене учебного труда студентов
- 1.3.1. Режим дня и организации учебной деятельности студентов
- 1.3.2. Гигиена правильного питания
- 1.3.3. Гигиена отдыха студента
- 2. Гигиена учебного труда студента при работе с компьютером
- 2.1. Компьютер и среда рабочего места пользователя
- 2.2. Компьютер и здоровье человека
- 2.3. Правила гигиены труда при работе с компьютером
- 2.3.1. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
- Соотношение температуры и относительной влажности воздуха в компьютерных аудиториях образовательных учреждений
- 2.3.2. Требования к организации рабочего места пользователя компьютера
- 2.3.3. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с компьютером
- 3. Гигиена физического воспитания студента
- 3.1. Физическое воспитание как фактор формирования гармонично развитой личности молодого человека
- 3.2. Гигиена занятий по физической культуре
- 3.2.1. Гигиенические требования к условиям и местам проведения занятий по физической культуре
- 3.2.2. Гигиенические требования к экипировке студентов для занятий физическими упражнениями
- 3.2.3. Гигиенические требования к содержанию занятий по физической культуре
- 3.2.4. Гигиена закаливания
- 3.3. Особенности организации и содержания физкультурно-оздоровительных занятий со студентами с ограниченными физическими возможностями
- Библиография
- Комплексы упражнений физкультурных минуток
- Комплексы упражнений физкультурных пауз
- Оглавление
- Гигиена учебного труда студентов Учебное пособие
- 300012, Тула, пр. Ленина, д. 92