24.Основные психологические теории научения.
Ключевым понятием в поведенческой психотерапии является научение, под которым понимают изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. В отличие от обучения суть которого состоит в передаче и направленной организации знаний, научение – это процесс и результат выработки навыков.
Существуют три основные теории научения:
1) теория классического обусловливания И. П. Павлова;
2) теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;
3) теория социального научения А. Бандуры.
Теория классического обусловливания описывает реактивное научение (или научение типа S, от «stimulus», стимул), в большинстве случаев требующее практически одновременного воздействия условного и безусловного стимулов (в идеальном варианте воздействие условного стимула должно немного опережать безусловный).
Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями.
Автор теории социального научения Альберт Бандура доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов, как при реактивном или оперантном научении, но также и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий (здесь нельзя не отметить, что народная мудрость зафиксировала возможность такого научения задолго до Бандуры: «Умный учится на чужих ошибках…»).
Теория социального научения делает акцент на моделировании (замещающем научении) и механизмах саморегуляции и добавляет к двум присутствующим в классическом и оперантном обусловливании элементам (поведению и средовым воздействиям) третий элемент – когнитивные процессы.
Техники поведенческой психотерапии, представленные в данной главе, сгруппированы в соответствии с тремя основными теориями научения.
- 1. Причины возникновения педагогической психологии.
- 2. Педагогика, как основа обучения.
- 3. Педагогические цели и средства.
- 4. Психология как отрасль науки.
- 5. Психические познавательные процессы.
- 6. Этапы развития отечественной педагогической психологии.
- 7. Практическое значение педагогической психологии в современных образовательных системах.
- 8. Основные зарубежные теории педагогической психологии. 9. Предмет педагогической психологии.
- 10.Взаимосвязь педагогики и психологии.
- 11 .Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии
- 12.Основные принципы и проблемы педагогики.
- 13.Основные задачи педагогической психологии
- 14.Структура педагогической психологии.
- 15.Категории используемые в педагогической психологии.
- 16.Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике.
- 17.Взаимосвязь методологии, методов и методик в психолого-педагогических исследованиях.
- 18.Классификация методов психологического исследования.
- 19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
- 20.Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- 21.Соотношение понятий: научение, учение, обучение.
- 22.Классификация типов и видов научения.
- 23.Классификация видов деятельности человека.
- 24.Основные психологические теории научения.
- 25.Основные теории обучения.
- 26.Взаимосвязь обучения и развития
- 27.Основные проблемы обучения и психического развития.
- 28.Психическое развитие в процессе обучения.
- 29.Факторы, виды, уровни и этапы обучаемости.
- 30.Критерии развития мышления в процессе обучения.
- 31.Развитие мышления в процессе обучения
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 43. Виды, уровни и формы мотивов учения.
- 44.Роль и место эмоций в процессе обучения.
- 45.Общие подходы к формированию мотивации обучаемых.
- 46.Проблемы усвоения знаний, навыков и умений.
- 49.Параметры, виды, этапы и уровни усвоения знаний.
- 55. Цели и содержание воспитания.
- 58. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 54. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- 60 Факторы социализации личности.
- 61.Основные модели развития отношений между личностью и коллективом.
- 62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
- 63.Психологическая характеристика лидера в коллективе.
- 65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
- 68 Основные противоречия в педагогической деятельности.
- 69.Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
- 71.Профессиональные свойства и качества педагога.
- 72.Уровни продуктивности деятельности педагога.
- 76. Профессионально важные качества педагога для общения.
- 77.Понятие о педагогическом проектировании
- 78.Педагогическая система
- 79.Принципы, формы и этапы педагогического проектирования.
- 80.Педагогические системы в современном образовательном процессе
- 81 .Сущность Болонского процесса.
- 82.Технология обучения.
- 83.Психологические основы развивающего и интенсивного обучения.
- 84.Принципы проблемного обучения.
- 85.Психологические закономерности инновационных технологий обучения.
- 86.Открытые системы интенсивного обучения
- 87.Информационные обучающие технологии.
- 89.Содержание программированного обучения.