65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата. Средствами воспитания называется все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слово, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и т. д.Приемы восприятия – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета преподавателя, который их применяет.Существует большое количество методов воспитания. Рассмотрим их классификацию: словесные:воздействующие на сознание. К таким методам относятся рассказ, работа с книгой, разъяснение, словесное убеждение, сравнение, увещевание, ответы на вопросы, этические беседы, внушение, показ перспектив, обсуждение, дискуссия, диспут, авансирование доверия, оценка, аттестование, разбор, одобрение, неодобрение, осуждение, критика и т. д.;социально-педагогические:средства педагогического действия. К данным методам можно отнести стимулирование, организацию перспективы, режим, правила поведения, моральный кодекс, клятву, гимн, ритуалы, традиции, символику коллектива, принуждение, подражание образцу, участие в совместной работе, условия коллегиальной зависимости, состязание , групповой контроль, коллективное мнение, мажорное настроение, отчеты, собрания, обсуждения и оценку достигнутого результата, общественный контроль коллектива, помощь и поддержка педагога, коллеги, коллектива, кураторство, наставничество и т. д.; – деятельностные: практического воздействия. К ним можно отнести побуждение к нравственным поступкам, создание воспитательных ситуаций, воспитывающие дела, практическое решение нравственных задач, дисциплинирование, упражнение в правильном поступке, общественные поручения, выступление от имени коллектива на соревнованиях, приучение, моделирование деятельности, моделирование внутренних трудностей, временные неудачи, совместный поиск путей решения проблем, убеждение на опыте, требование, тренинг, аутотренинг, участие в совместной деятельности, совместное исполнение, оказание помощи другим, помощь товарищей и коллектива, поощрение, наказание и т. д. Некоторые из перечисленных выше методов также относят и к формам воспитания. Сочетание различных методов необходимо использовать рационально. В современное время образование страдает увеличением словесного воспитания, а также расхождением между словами и средовыми социальными условиями, еще одной проблемой является ограниченное и неумелое пользование дея-тельностными методами.
бб. Методы и приемы в самовоспитании.
Самооценка Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа Самоприказ Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!»,«Не поддаваться на провокацию!».Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.Самовнушение Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности.Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.СаморегуляцияЭтот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Самостимуляци. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.
67 Психологические основы и структура педагогической деятельности. Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях
Название | Особенность |
Конструктивная деятельность | в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). |
Организаторская деятельность | предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. |
Коммуникативная деятельность | направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. |
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой - они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.
- 1. Причины возникновения педагогической психологии.
- 2. Педагогика, как основа обучения.
- 3. Педагогические цели и средства.
- 4. Психология как отрасль науки.
- 5. Психические познавательные процессы.
- 6. Этапы развития отечественной педагогической психологии.
- 7. Практическое значение педагогической психологии в современных образовательных системах.
- 8. Основные зарубежные теории педагогической психологии. 9. Предмет педагогической психологии.
- 10.Взаимосвязь педагогики и психологии.
- 11 .Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии
- 12.Основные принципы и проблемы педагогики.
- 13.Основные задачи педагогической психологии
- 14.Структура педагогической психологии.
- 15.Категории используемые в педагогической психологии.
- 16.Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике.
- 17.Взаимосвязь методологии, методов и методик в психолого-педагогических исследованиях.
- 18.Классификация методов психологического исследования.
- 19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
- 20.Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- 21.Соотношение понятий: научение, учение, обучение.
- 22.Классификация типов и видов научения.
- 23.Классификация видов деятельности человека.
- 24.Основные психологические теории научения.
- 25.Основные теории обучения.
- 26.Взаимосвязь обучения и развития
- 27.Основные проблемы обучения и психического развития.
- 28.Психическое развитие в процессе обучения.
- 29.Факторы, виды, уровни и этапы обучаемости.
- 30.Критерии развития мышления в процессе обучения.
- 31.Развитие мышления в процессе обучения
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 43. Виды, уровни и формы мотивов учения.
- 44.Роль и место эмоций в процессе обучения.
- 45.Общие подходы к формированию мотивации обучаемых.
- 46.Проблемы усвоения знаний, навыков и умений.
- 49.Параметры, виды, этапы и уровни усвоения знаний.
- 55. Цели и содержание воспитания.
- 58. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 54. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- 60 Факторы социализации личности.
- 61.Основные модели развития отношений между личностью и коллективом.
- 62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
- 63.Психологическая характеристика лидера в коллективе.
- 65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
- 68 Основные противоречия в педагогической деятельности.
- 69.Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
- 71.Профессиональные свойства и качества педагога.
- 72.Уровни продуктивности деятельности педагога.
- 76. Профессионально важные качества педагога для общения.
- 77.Понятие о педагогическом проектировании
- 78.Педагогическая система
- 79.Принципы, формы и этапы педагогического проектирования.
- 80.Педагогические системы в современном образовательном процессе
- 81 .Сущность Болонского процесса.
- 82.Технология обучения.
- 83.Психологические основы развивающего и интенсивного обучения.
- 84.Принципы проблемного обучения.
- 85.Психологические закономерности инновационных технологий обучения.
- 86.Открытые системы интенсивного обучения
- 87.Информационные обучающие технологии.
- 89.Содержание программированного обучения.