5. Психические познавательные процессы.
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Познавательные
* Ощущение
* Восприятие
* Мышление
* Внимание
* Память
* Воображение
* Речь
Ощуще?ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Процессы памяти
* Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
* Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
* Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
* Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением классификация процессов воображения
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Свойства речи:
1. Содержательность;
2. Понятность;
3. Выразительность;
4. Действенность;
- 1. Причины возникновения педагогической психологии.
- 2. Педагогика, как основа обучения.
- 3. Педагогические цели и средства.
- 4. Психология как отрасль науки.
- 5. Психические познавательные процессы.
- 6. Этапы развития отечественной педагогической психологии.
- 7. Практическое значение педагогической психологии в современных образовательных системах.
- 8. Основные зарубежные теории педагогической психологии. 9. Предмет педагогической психологии.
- 10.Взаимосвязь педагогики и психологии.
- 11 .Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии
- 12.Основные принципы и проблемы педагогики.
- 13.Основные задачи педагогической психологии
- 14.Структура педагогической психологии.
- 15.Категории используемые в педагогической психологии.
- 16.Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике.
- 17.Взаимосвязь методологии, методов и методик в психолого-педагогических исследованиях.
- 18.Классификация методов психологического исследования.
- 19.Сравнительная характеристика методов педагогической психологии.
- 20.Основные этапы психолого-педагогического исследования.
- 21.Соотношение понятий: научение, учение, обучение.
- 22.Классификация типов и видов научения.
- 23.Классификация видов деятельности человека.
- 24.Основные психологические теории научения.
- 25.Основные теории обучения.
- 26.Взаимосвязь обучения и развития
- 27.Основные проблемы обучения и психического развития.
- 28.Психическое развитие в процессе обучения.
- 29.Факторы, виды, уровни и этапы обучаемости.
- 30.Критерии развития мышления в процессе обучения.
- 31.Развитие мышления в процессе обучения
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 32.Этапы решения мыслительных задач.
- 35.Теория учебной деятельности.
- 37.Цели и виды учебных действий.
- 39.Виды учебных задач и этапы их решения.
- 43. Виды, уровни и формы мотивов учения.
- 44.Роль и место эмоций в процессе обучения.
- 45.Общие подходы к формированию мотивации обучаемых.
- 46.Проблемы усвоения знаний, навыков и умений.
- 49.Параметры, виды, этапы и уровни усвоения знаний.
- 55. Цели и содержание воспитания.
- 58. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 54. Взаимосвязь обучения и воспитания.
- 60 Факторы социализации личности.
- 61.Основные модели развития отношений между личностью и коллективом.
- 62.Психология коллектива и психологические особенности группового мнения о личности.
- 63.Психологическая характеристика лидера в коллективе.
- 65.Методы, способы и приемы влияния в воспитании.
- 68 Основные противоречия в педагогической деятельности.
- 69.Основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого.
- 71.Профессиональные свойства и качества педагога.
- 72.Уровни продуктивности деятельности педагога.
- 76. Профессионально важные качества педагога для общения.
- 77.Понятие о педагогическом проектировании
- 78.Педагогическая система
- 79.Принципы, формы и этапы педагогического проектирования.
- 80.Педагогические системы в современном образовательном процессе
- 81 .Сущность Болонского процесса.
- 82.Технология обучения.
- 83.Психологические основы развивающего и интенсивного обучения.
- 84.Принципы проблемного обучения.
- 85.Психологические закономерности инновационных технологий обучения.
- 86.Открытые системы интенсивного обучения
- 87.Информационные обучающие технологии.
- 89.Содержание программированного обучения.