Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников.
Методы и приемы-способы взаимодействия педагога и детей, которые направлены на:
развитие музыкальных способностей;
формирование основ музыкальной культуры.
Классификация методов:
I наглядные методы.
наглядно-слуховой – ведущий метод (художественное исполнение музыкального произведения музыкальным работником или использование технических средств обучения).
Наглядно-зрительный (художественное исполнение воспитателем или муз. руководителем танцевальных движений, пляски, ритмических упражнений; показ приемов пения и игры на музыкальных инструментах).
Применяется когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать.
Варианты использования наглядного метода:
Наглядно-слуховой
сопоставление живого звучания и грамм записи;
сравнения 2-3 произведений контрастных между собой;
сравнивание менее контрастных, близких по настроению и жанровому признаку (три типа марша);
наглядно-зрительный
выбрать из 2-3 картин одну, которая соответствует настроению музыкального произведения;
сравнить с картиной (2-3)музыкальное произведение и выбрать близкое ей по образному содержанию и выразительным средствам;
подобрать цветные карточки, соответствующие настроению музыки.
II словесный метод:
рассказ;
беседа по содержанию муз. произведения;
сравнение по характеру жанра;
пояснение;
разъяснение.
Рассказ используется чтобы:
настроить детей на слушанье музыки;
сообщить им интересные сведения о композиторе или о содержании произведения;
сообщить о событиях связанных с творчеством композитора.
Беседа проводится, когда у детей имеется запас определенных знаний о музыке и композиторах.
Варианты использования словесного метода (проблемные задания);
сравнить 2 произведения одного композитора;
сравнить произведения одного жанра, но разных авторов;
сравнить произведения разные по характеру.
III практический метод – показ педагогом исполнительских приемов:
в пении (приемы дикции, дыхания, звукообразования);
в музыкально-ритмических движениях;
используется при игре на музыкальных инструментах.
Варианты использования практического метода:
выбрать из нескольких движений одно, соответствующее характеру музыки;
По-своему использовать знакомые движения, разнообразить их.
Приемы – часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль.
наглядный – игрушки, картинки, которые раскрывают музыкальный образ.
слуховой – цитаты из текста песни, загадки, стихотворения, фрагмент муз. произведения.
мышечно-двигательный – (показ рукой движения мелодии) имитация игры на барабане, танцевальные и образные движения.
прием оркестровки – использование различных музыкальных инструментов для отображения характера музыки (барабан - торжественная музыка).
прием сравнения.
прием контрастного сопоставления (музыкальные произведения различные по характеру, но близкие по тематике, которые имеют одинаковые названия).
цвет-настроение.
- Методика проведения музыкальных занятий в старшем дошкольном возрасте.
- Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников.
- Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
- Структура музыкальных способностей и их развитие в различных видах деятельности.
- Характеристика особенностей самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Формы её организации.
- Формы планирования и учета музыкальной работы в дошкольном учреждении.
- Методика проведения музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте.
- Этапы работы над музыкальным произведением
- Виды развлечений и роль музыки в них.
- Характеристика музыкального репертуара, его классификация.
- Пение как вид исполнительской деятельности. Методика работы над вокальным произведением в дошкольном учреждении.
- Познавательное значение музыки в процессе её восприятия.
- Методика обучения игры на детских музыкальных инструментах.
- Методика обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
- Классификация музыкально-дидактических игр и методика обучения их детей дошкольного возраста.