Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Основные критерии развития:
восприятие музыки, музыкальный отклик на музыку.
звуковая реакция.
двигательная реакция.
Ранний возраст
при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции;
различают высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание;
различают тембровую окраску (дудочку или барабан);
в пении повторяют окончание музыкальной фразы, песни;
в движениях: хлопают, притопывают, кружатся под звук музыки.
Младший возраст
Характеризуется стремлением к самостоятельности.
Пение: могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку.
слушанье: ребенок может устанавливать связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (это колыбельная для куклы, т.к. музыка низкая).
Элементы муз.грамоты
Ребенок различает контрасты музыкального регистра (высокие и низкие звуки);
Различает контрастный характер музыки (веселая, грустная);
Двигательно интерпретирует метроритм (пляска, марш).
Игра на музыкальных инструментах – дети играют на шумовых музыкальных инструментах, знакомятся с металлофоном.
Музыкально-ритмические движения – дети исполняют несложные музыкальные образы в музыкальных играх и танцах; владеют движениями, которые могут самостоятельно танцевать.
Средний возраст
Характеризуется активной любознательностью у детей.
В слушанье способны определить музыку веселую, спокойную, радостную; определяют высокие, низкие, громкие и тихие звуки. Могут определить форму произведения (быстрая мелодия, двухчастная форма); определяют инструмент, на котором исполняют мелодию.
Певческие интонации становятся более устойчивыми, у детей развита координация слуха и голоса.
Дети осваивают приемы игры на детских музыкальных инструментах.
В этом возрасте дети осваивают основные виды движений, в музыкальных играх дети по-своему исполняют роль, не подражают друг другу.
Старший дошкольный возраст
Дети самостоятельно характеризуют музыкальные произведения, разбираясь в его выразительных средствах, чувствуют настроение музыкального произведения.
У детей в этом возрасте расширяется и выравнивается диапазон голоса, появляется напевность.
Песни, пляски, игры дети исполняют самостоятельно и выразительно.
Дети владеют приемами игры на музыкальных инструментах.
Ярче проявляются индивидуальные музыкальные интересы и способности.
- Методика проведения музыкальных занятий в старшем дошкольном возрасте.
- Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников.
- Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
- Структура музыкальных способностей и их развитие в различных видах деятельности.
- Характеристика особенностей самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Формы её организации.
- Формы планирования и учета музыкальной работы в дошкольном учреждении.
- Методика проведения музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте.
- Этапы работы над музыкальным произведением
- Виды развлечений и роль музыки в них.
- Характеристика музыкального репертуара, его классификация.
- Пение как вид исполнительской деятельности. Методика работы над вокальным произведением в дошкольном учреждении.
- Познавательное значение музыки в процессе её восприятия.
- Методика обучения игры на детских музыкальных инструментах.
- Методика обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
- Классификация музыкально-дидактических игр и методика обучения их детей дошкольного возраста.