Классификация музыкально-дидактических игр и методика обучения их детей дошкольного возраста.
Важнейшим средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры.
музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности (слушанье, движение под музыку, пение, игру на музыкальных инструментах).
Цели и задачи музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактическим материалом для игр являются:
Песни, инструментальные произведения
Набор музыкальных инструментов
Набор музыкальных игрушек
Классификация музыкально-дидактических игр основывается на реализации основной задачи музыкального воспитания, это развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
игры для развития ладового чувства, они способствуют:
узнаванию знакомых мелодий
определению характера музыки
смены настроений в отдельных частях произведений
различению жанра
оценке правильности звучания мелодии.
(здесь могут, применятся все виды игр – настольные, подвижные, хороводные) «Угадай мелодию», «волшебный волчок».
игры для развития музыкально-слуховых представлений, они способствуют:
представлению о высоте звуков
Направлению движения мелодии
Воспроизведению мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
(для активации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально – дидактические пособия, настольные и хороводные игры) «Музыкальный магазин», «Чудесный мешочек».
игры для развития чувства ритма, они способствуют:
активно (двигательно) переживать музыку
ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма
точно его воспроизводить
(здесь применяются музыкально-дидактические игры и пособия связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений). «Определи по ритму», «Учитесь танцевать».
Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Большую часть заданий дети этого возраста выполняют по показу воспитателя, а затем самостоятельно.
(В игре «Где мои детки» развивается умение различать звуки, разные по высоте – дети отвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке. При повторном проведении игры дети знают, что мама-кошка поет низким голосом, а котенок - высоким).
В средней группе задания усложняются, в музыкально-дидактических играх могут быть использованы ударные инструменты. Через 2-3 занятия могут исполнять игру сразу на нескольких инструментах. (В игре «К нам гости пришли» зайчик прыгает под ритмческие удары молоточка по металлофону, лошадка – под удары музыкального молоточка, птичка – звон колокольчика).
В старшей группе дети могут самостоятельно проводить друг с другом и с коллективом музыкально-дидактические игры, могут объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. (В игре «Музыкальное лото» ребенок играет мелодию на одном из инструментах вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают на карточках движение мелодии).
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий, тем что :
предполагают наличие определенных правил
предполагают наличие игровых действий
предполагают наличие сюжета.
Методика обучения включает следующие этапы:
этап. – знакомство детей с музыкально-дидактическими играми. (Вызвать у детей желание и интерес к музыкально-дидактическим играм )
этап – дальнейшее развитие музыкальных способностей с помощью музыкально-дидактических игр (детям даются задания разного уровня сложности от занятия к занятию игровые задачи усложняются).
Этап – заключительный, направленный на закрепление умений и навыков (усложняются игровые задания, вводятся элементы драматизации, коллективное творчество).
музык
- Методика проведения музыкальных занятий в старшем дошкольном возрасте.
- Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников.
- Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
- Структура музыкальных способностей и их развитие в различных видах деятельности.
- Характеристика особенностей самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Формы её организации.
- Формы планирования и учета музыкальной работы в дошкольном учреждении.
- Методика проведения музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте.
- Этапы работы над музыкальным произведением
- Виды развлечений и роль музыки в них.
- Характеристика музыкального репертуара, его классификация.
- Пение как вид исполнительской деятельности. Методика работы над вокальным произведением в дошкольном учреждении.
- Познавательное значение музыки в процессе её восприятия.
- Методика обучения игры на детских музыкальных инструментах.
- Методика обучения детей дошкольного возраста музыкально- ритмическим движениям.
- Классификация музыкально-дидактических игр и методика обучения их детей дошкольного возраста.