Кафедра коррекционной психологии и педагогики Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Учебно-методическое сетевое электронное пособие
(IMS Content Package)
на 1 CD
Курск 2011
Составитель:
Елена Анатольевна Калмыкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Курского государственного университета.
Рецензент:
Б.Ф. Шутенко, директор Областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 3» г. Курска.
Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии: учеб.-методическое сетевое электронное пособие (IMS Content Package) Электронный ресурс сост. Е.А. Калмыкова; Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см. Систем. требования: подкл. к сети Интернет, рек. скорость подкл. 512 Кбт/с, Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше), или Opera (10.00 и выше), Flash Plaer. – Загл. с этикетки диска.
№ гос. регистрации:
Электронное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО по специальности 050716 (031900) Специальная психология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» января 2005 г. № 684 пед/сп (новый). Учебно-методическое пособие обеспечивает теоретическую подготовку студентов по вопросам специальной психологии, связанных с пониманием особенностей психофизического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. В данном учебно-методическом пособии представлены традиционные и современные тенденции исследований в области психологии детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости, а также вопросы отграничения умственной отсталости от других вариантов дизонтогенеза. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов развития познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Данное пособие адресовано студентам дефектологического факультета, а также практическим психологам и педагогам, чья профессиональная деятельность связана с изучением, обучением и воспитанием детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Пособие предназначено для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы обучения олигофренопедагога. Программа составлена в соответствие с Государственным образовательным стандартом ВПО по специальности 050714 (031700) Олигофренопедагогика.
Специальность Олигофренопедагогика
Квалификация Учитель-олигофренопедагог
Дефектологический факультет
Очная и заочная форма обучения
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры коррекционной психологии и педагогики, протокол № 8 от «21» апреля 2011 г.
Калмыкова Е.А., 2011. |
|
Курский государственный университет, 2011. |
|
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Кафедра коррекционной психологии и педагогики Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Введение
- Глоссарий
- Глава 1. Общие вопросы специальной психологии.
- Глава 2 психология детей с задержкой психического развития.
- Отграничение психического недоразвития от задержанного развития.
- Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
- Классификация нарушений зрительной функции у детей
- Классификации речевых нарушений
- Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
- 1) Периферического характера:
- 2) Центрального характера:
- Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (дцп). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича
- 1. Наличие параличей и парезов.
- 2. Нарушение мышечного тонуса.
- 3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
- 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.
- 7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
- 8. Насильственные движения.
- 9. Защитные рефлексы.
- 11. Позотонические рефлексы.
- Отграничение психического недоразвития от дефицитарного развития.
- Глава 4. Искаженное психическое развитие. Особенности детей с рда.
- Отграничение психического недоразвития от искаженного развития (раннего детского аутизма).
- Отграничение от детской шизофрении
- Глава 5. Психология детей с дисгармоническим складом личности. Типология патологических характеров.
- Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).
- Отграничение от невропатии
- Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.
- Девиантное и делинквентное поведение детей и подростковю.
- Отграничение психического недоразвития от социальной и педагогической запущенности
- Глава 7. Обшие вопросы психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Предмет и задачи психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. История развития представлений об умственной отсталости.
- § 2. Определение умственной отсталости. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- § 3.Специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 4.Причины интеллектуального недоразвития.
- § 5. Степени интеллектуального недоразвития.
- § 6. Классификации олигофрений г.Е. Сухаревой, м.С. Певзнер.
- Глава 8. Особенности высшей нервной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 9 особенности игровой, учебной и трудовой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 10. Особенности познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Особенности ощущений и восприятия детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 2. Особенности внимания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 3. Особенности памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 11. Особенности мышления детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 12. Особенности речевого развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 13. Особенности личностного развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 14. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Характеристика эмоциональной сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- § 2. Характеристика волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Библиография. Интернет-ресурс
- Содержание.