§ 5. Степени интеллектуального недоразвития.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.
В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».
Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта. (IQ)
Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) даёт следующее соотношения:
IQ | DSM-III Международная система | Российская система |
71 и выше | Норма | Норма |
50-70 | Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении | Дебильность |
35-49 | Умеренная умственная отсталость, трудность в обучении | Имбецильность |
20-34 | Тяжёлая умственная отсталость, значительные трудности в обучении | Выраженная имбецильность |
Менее 20 | Глубокая умственная отсталость | Идиотия |
Незначительная (легкая) умственная отсталость – наименьшая степень психического недоразвития, наиболее ее распространенная форма, она составляет 75-89% от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейными по своему происхождению. В части случаев наследственное предрасположение провоцируется негрубыми экзогенными вредностями. Дети с интеллектуальным недоразвитием незначительной степени, обладающие удовлетворительным вниманием и памятью, способны к обучению по программе коррекционной школы. Они осваивают профессиональные навыки низкой квалификации и при определенных условиях самостоятельно трудятся на обычном производстве. Диапазон интеллектуальной недостаточности у легко умственно отсталых субъектов составляет в показателях IQ 50-70.
Распознавание легкой умственной отсталости облегчается использованием современных международных классификаций: Международной классификации болезней (МКБ-10,1992), Руководства Американской Психиатрической Ассоциации по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV, 1994).
Структура психических нарушений легкой умственной отсталости складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений.
Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объёму, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трёх слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несёт кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра – многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.
Общение ребёнка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с младшими детьми.
Такой ребёнок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребёнок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается неготовым к школьному обучению.
Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям незначительно отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, имеют детей.
Эти люди дееспособны, поэтому общество признаёт их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.
Умеренная и тяжелая степени умственной отсталости. При этих степенях поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребёнка.
Умеренная умственная отсталость составляет несколько более 10% от всего числа выявляемых в населении умственно отсталых. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так последствия перенесенных органических повреждений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как правило, неспособностью образовывать отвлеченные понятия. Интеллектуальный коэффициент умеренно умственно отсталых лиц находится в пределах 35-49.
У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно отсталые с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. При этом нередко появляются синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре.
В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырём – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трёх лет. У них практически отсутствует гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Речь появляется к концу дошкольного возраста. Основной чертой, характерной для лиц данной категории является неспособность к понятийному мышлению. Дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. По окончанию школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, выполнять работу, не требующую квалифицированного труда.
Тяжелая степень умственной отсталости. В населении выявляется 3-4 тяжело умственно отсталых индивида на 1000 человек, что составляет примерно 4% от всех умственно отсталых людей. У большинства больных наблюдаются выраженные двигательные нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие резидуально органического повреждения или аномального развития центральной нервной системы. Коэффициент умственного развития колеблется в пределах от 20 до 39.
Тяжелая степень умственной отсталости выявляется рано, либо до года, либо в первые годы жизни. Позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения и грубые расстройства всех сторон психики: моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций – общие черты этой степени умственной отсталости. Даже при отсутствии явных параличей и парезов у лиц с тяжелой степенью умственной отсталости грубое недоразвитие двигательной сферы встречается в 90-100% случаев. Оно выражается в нарушениях и слабости статических и моторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.
Глубокая степень умственной отсталости.
Глубокая умственная отсталость встречается в 1 % случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной глубокой умственной отсталости могут быть также наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Коэффициент умственного развития ориентировочно оценивается ниже, чем 20. Это означает, что глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Их психика – на низких ступенях развития.
Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самообслуживании. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие – злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. Часто имеются оказывающие влияние на подвижность больных тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха. Диагностика возможна на первом году жизни. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в появлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что лица с глубокой степенью умственной отсталости вынуждены вести лежачий образ жизни. Лица с глубокой степенью умственной отсталости в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты.
Вопросы и задания.
Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с незначительной степенью умственной отсталости.
Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Кафедра коррекционной психологии и педагогики Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Введение
- Глоссарий
- Глава 1. Общие вопросы специальной психологии.
- Глава 2 психология детей с задержкой психического развития.
- Отграничение психического недоразвития от задержанного развития.
- Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
- Классификация нарушений зрительной функции у детей
- Классификации речевых нарушений
- Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
- 1) Периферического характера:
- 2) Центрального характера:
- Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (дцп). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича
- 1. Наличие параличей и парезов.
- 2. Нарушение мышечного тонуса.
- 3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
- 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.
- 7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
- 8. Насильственные движения.
- 9. Защитные рефлексы.
- 11. Позотонические рефлексы.
- Отграничение психического недоразвития от дефицитарного развития.
- Глава 4. Искаженное психическое развитие. Особенности детей с рда.
- Отграничение психического недоразвития от искаженного развития (раннего детского аутизма).
- Отграничение от детской шизофрении
- Глава 5. Психология детей с дисгармоническим складом личности. Типология патологических характеров.
- Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).
- Отграничение от невропатии
- Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.
- Девиантное и делинквентное поведение детей и подростковю.
- Отграничение психического недоразвития от социальной и педагогической запущенности
- Глава 7. Обшие вопросы психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Предмет и задачи психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. История развития представлений об умственной отсталости.
- § 2. Определение умственной отсталости. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- § 3.Специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 4.Причины интеллектуального недоразвития.
- § 5. Степени интеллектуального недоразвития.
- § 6. Классификации олигофрений г.Е. Сухаревой, м.С. Певзнер.
- Глава 8. Особенности высшей нервной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 9 особенности игровой, учебной и трудовой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 10. Особенности познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Особенности ощущений и восприятия детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 2. Особенности внимания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 3. Особенности памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 11. Особенности мышления детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 12. Особенности речевого развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 13. Особенности личностного развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 14. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Характеристика эмоциональной сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- § 2. Характеристика волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Библиография. Интернет-ресурс
- Содержание.