logo
Уч

Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).

В старшем возрасте среди синдромов эмоционально-волевых нарушений, ответственных за снижение интеллектуальной продуктивности и потому требующих дифференцирования от психического недоразвития, следует назвать психопатии.

При них дети и подростки не способны к устойчивому и продолжительному напряжению. Учебная деятельность им сразу надоедает, они быстро устают, испытывают чувство слабости. Страх перед рабочим напряжением нередко не позволяет им даже приступить к тому или иному делу. Концентрация внимания, а с ней и работоспособность нарушаются из-за легко возникающих мыслей о собственном нездоровье, которое их очень беспокоит. Постоянные головные боли, сердцебиения и т. д. усиливают ипохондрическую настроенность и вызывают настолько сильное беспокойство, что вынуждают подростка искать помощи и облегчения своего "очень тяжелого состояния". У части подростков - усиленное чувство собственной недостаточности. Они очень ранимы и не выносят всего того, что заставляет их волноваться.

Как невропатия, так и расстройство личности (психопатия) имеют сходство с психическим недоразвитием. Однако при умственной отсталости отмечается более выраженная неспособность к овладению чтением, письмом и нередко счетом, сочетающаяся с нарушениями в тонкой моторике.

Самое же принципиальное отличие умственной отсталости, в том числе и с нарушениями нейродинамики, состоит в том, что здесь имеются явные интеллектуальные нарушения, выявляемые при изучении мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, абстракции и т. д. Следует учитывать также и большую тонкость переживаний, и способность к самоанализу, и необычную впечатлительность, и чувство собственной вины, нередко наблюдаемые у подростков с чертами астенической психопатии.

Как уже было сказано выше, определенное сходство с психическим недоразвитием имеют невропатии. Поэтому мы считаем необходимым определить дать отграничение этих двух состояний.