Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).
В старшем возрасте среди синдромов эмоционально-волевых нарушений, ответственных за снижение интеллектуальной продуктивности и потому требующих дифференцирования от психического недоразвития, следует назвать психопатии.
При них дети и подростки не способны к устойчивому и продолжительному напряжению. Учебная деятельность им сразу надоедает, они быстро устают, испытывают чувство слабости. Страх перед рабочим напряжением нередко не позволяет им даже приступить к тому или иному делу. Концентрация внимания, а с ней и работоспособность нарушаются из-за легко возникающих мыслей о собственном нездоровье, которое их очень беспокоит. Постоянные головные боли, сердцебиения и т. д. усиливают ипохондрическую настроенность и вызывают настолько сильное беспокойство, что вынуждают подростка искать помощи и облегчения своего "очень тяжелого состояния". У части подростков - усиленное чувство собственной недостаточности. Они очень ранимы и не выносят всего того, что заставляет их волноваться.
Как невропатия, так и расстройство личности (психопатия) имеют сходство с психическим недоразвитием. Однако при умственной отсталости отмечается более выраженная неспособность к овладению чтением, письмом и нередко счетом, сочетающаяся с нарушениями в тонкой моторике.
Самое же принципиальное отличие умственной отсталости, в том числе и с нарушениями нейродинамики, состоит в том, что здесь имеются явные интеллектуальные нарушения, выявляемые при изучении мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, абстракции и т. д. Следует учитывать также и большую тонкость переживаний, и способность к самоанализу, и необычную впечатлительность, и чувство собственной вины, нередко наблюдаемые у подростков с чертами астенической психопатии.
Как уже было сказано выше, определенное сходство с психическим недоразвитием имеют невропатии. Поэтому мы считаем необходимым определить дать отграничение этих двух состояний.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Кафедра коррекционной психологии и педагогики Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Введение
- Глоссарий
- Глава 1. Общие вопросы специальной психологии.
- Глава 2 психология детей с задержкой психического развития.
- Отграничение психического недоразвития от задержанного развития.
- Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
- Классификация нарушений зрительной функции у детей
- Классификации речевых нарушений
- Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
- 1) Периферического характера:
- 2) Центрального характера:
- Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (дцп). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича
- 1. Наличие параличей и парезов.
- 2. Нарушение мышечного тонуса.
- 3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
- 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.
- 7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
- 8. Насильственные движения.
- 9. Защитные рефлексы.
- 11. Позотонические рефлексы.
- Отграничение психического недоразвития от дефицитарного развития.
- Глава 4. Искаженное психическое развитие. Особенности детей с рда.
- Отграничение психического недоразвития от искаженного развития (раннего детского аутизма).
- Отграничение от детской шизофрении
- Глава 5. Психология детей с дисгармоническим складом личности. Типология патологических характеров.
- Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).
- Отграничение от невропатии
- Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.
- Девиантное и делинквентное поведение детей и подростковю.
- Отграничение психического недоразвития от социальной и педагогической запущенности
- Глава 7. Обшие вопросы психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Предмет и задачи психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. История развития представлений об умственной отсталости.
- § 2. Определение умственной отсталости. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- § 3.Специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 4.Причины интеллектуального недоразвития.
- § 5. Степени интеллектуального недоразвития.
- § 6. Классификации олигофрений г.Е. Сухаревой, м.С. Певзнер.
- Глава 8. Особенности высшей нервной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 9 особенности игровой, учебной и трудовой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 10. Особенности познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Особенности ощущений и восприятия детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 2. Особенности внимания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 3. Особенности памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 11. Особенности мышления детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 12. Особенности речевого развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 13. Особенности личностного развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 14. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Характеристика эмоциональной сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- § 2. Характеристика волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Библиография. Интернет-ресурс
- Содержание.