Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуацией развития, характеризующейся неадекватной социальной активностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влиянием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности, с другой.
Как правило, у такого ребенка вырабатывается объектная социальная позиция, которая не способствует развитию субъектных свойств личности. Такой ребенок больше проявляет реактивность, чем активность. Он не овладевает трудной для него ситуацией, а лишь идет у нее на поводу. Он не может справляться как с внешними (негативная обстановка в семье, конфликты в школе, несправедливое отношение педагога и др.), так и с внутренними обстоятельствами (плохое настроение, лень, отсутствие мотивации, интереса и т.д.). Впоследствии социальная позиция ребенка преобразуется в его внутреннюю психологическую позицию.
Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъект-ности ребенка в учебно-познавательном процессе.
У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несформированности игровой рефлексии. У младших школьников несостоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
Социальный и педагогический аспекты запущенности и взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необразованность, невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в обществе.
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.
Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др.
Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздействия на ребенка, особенно в раннем детстве, и отсутствия своевременной профилактической и коррекционной работы.
Ситуация развития запущенного ребенка, как правило, оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.
Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. Потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, затем групп сверстников в детском саду и школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям.
Причем в силу специфики возраста такая позиция сверстников, прежде всего, обусловлена отношением к запущенному ребенку взрослых — педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности.
Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающих в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. В связи с этим необходимо рассмотреть такие понятия как девиантное и делинквентное поведение, причины и факторы девиантного поведения детей и подростков.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Кафедра коррекционной психологии и педагогики Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Введение
- Глоссарий
- Глава 1. Общие вопросы специальной психологии.
- Глава 2 психология детей с задержкой психического развития.
- Отграничение психического недоразвития от задержанного развития.
- Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
- Классификация нарушений зрительной функции у детей
- Классификации речевых нарушений
- Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.
- 1) Периферического характера:
- 2) Центрального характера:
- Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (дцп). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича
- 1. Наличие параличей и парезов.
- 2. Нарушение мышечного тонуса.
- 3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
- 6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.
- 7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
- 8. Насильственные движения.
- 9. Защитные рефлексы.
- 11. Позотонические рефлексы.
- Отграничение психического недоразвития от дефицитарного развития.
- Глава 4. Искаженное психическое развитие. Особенности детей с рда.
- Отграничение психического недоразвития от искаженного развития (раннего детского аутизма).
- Отграничение от детской шизофрении
- Глава 5. Психология детей с дисгармоническим складом личности. Типология патологических характеров.
- Отграничение психического недоразвития от дисгармоничного развития (психопатий).
- Отграничение от невропатии
- Глава 6. Социально - педагогическая запущенность у детей и подростков. Девиантное и делинквентное поведение.
- Девиантное и делинквентное поведение детей и подростковю.
- Отграничение психического недоразвития от социальной и педагогической запущенности
- Глава 7. Обшие вопросы психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Предмет и задачи психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. История развития представлений об умственной отсталости.
- § 2. Определение умственной отсталости. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция).
- § 3.Специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 4.Причины интеллектуального недоразвития.
- § 5. Степени интеллектуального недоразвития.
- § 6. Классификации олигофрений г.Е. Сухаревой, м.С. Певзнер.
- Глава 8. Особенности высшей нервной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 9 особенности игровой, учебной и трудовой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 10. Особенности познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Особенности ощущений и восприятия детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 2. Особенности внимания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 3. Особенности памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 11. Особенности мышления детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 12. Особенности речевого развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 13. Особенности личностного развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- Глава 14. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
- § 1. Характеристика эмоциональной сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- § 2. Характеристика волевой сферы детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Библиография. Интернет-ресурс
- Содержание.