logo
ТМО 2 часть новая

Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку

Существуют различные подходы к классификации видов и форм внеклассной работы по иностранному языку в зависимости от выбранного основания.

Мокроусова Г.Н., Кузовлева Н.Е. по содержанию выделяют:

  1. соревновательные формы работы: конкурс, игра, олимпиада, викторина, КВН и т.д.;

  2. культурно-массовые формы работы: утренники, вечера.

  3. политико-массовые формы работы: акция солидарности, форум, митинг, фестиваль, пресс-конференция.

  4. средства массовой информации: стенгазета, стенд, бюллетень, выставка-витрина, джайжест.

  5. кружок как синтетическая форма внеклассной работы.

Саломатов К.И., Шатилов С.Ф. по количеству участников различают:

    1. массовые формы работы: неделя иностранного языка, утренники, вечера, олимпиады, конкурсы и т.д.

    2. групповые формы работы: кружки ИЯ, временные группы по работе над проектом, по выпуску газет, по переписке с друзьями и т.д.

    3. индивидуальные: разучивание ролей, составление заметки для стенгазеты, подготовка к олимпиаде и т.д.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, любителей поэзии, литературно-творческие, занимательного языкознания и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр видеофильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Эффективным видом деятельности учащихся во внеурочное время является проектная деятельность с использованием Интернет. С помощью Всемирной сети можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. В Интернете школьники и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line, пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat) со сверстниками или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Именно поэтому совместные международные проекты с носителями языка привлекательны для изучения иностранных языков. Олимпиады, викторины на иностранном языке могут также вносить свою лепту в совершенствование умений иноязычной речи, но в них участвуют, в основном, продвинутые учащиеся. В проектах же участвуют все. (Более подробно о проектной технологии читайте в теме «Современные технологии»).

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Популярной является Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по содержанию и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы.

Интересным видом работы являются научно-практические конференции. В восьмом-девятом классах учащиеся знакомятся с элементами реферирования. В целях развития этого умения более сильным учащимся предлагается самостоятельная работа над определенной темой. Эта работа углубляет знания по предмету, расширяет словарный запас. Работа над рефератом ведется последовательно в течение длительного времени и завершается научно-практической конференцией. Ее участники получают опыт работы со словарем, справочной литературой и периодикой, совершенствуют технику чтения и произносительные навыки, в целом знание иностранного языка.

Одна из интересных и эффективных форм внеклассной работы - выпуск стенгазет. Материал, подбираемый для газеты, включает доступную для учащихся лексику. Газеты, выпускаемые младшими школьниками, просты по содержанию, но красочны по оформлению. Они отражают творчество учащихся: сказки, мини-сочинения. Каждый школьник стремится представить в стенгазете свое маленькое произведение, красочно и оригинально оформляя его. Газеты старшеклассников посвящаются творчеству зарубежных писателей, современным проблемам и интересам учащихся. Кроме того, в дни проведения недели иностранного языка в образовательном учреждении вывешиваются газеты-плакаты, содержащие загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д. В параллелях проводятся конкурсы стенгазет.

Технология подготовки и проведения внеклассной работы по иностранному языку

Эффективность и результативность внеклассной работы по иностранному языку находится в прямой зависимости от соблюдения как перечисленных выше принципов, так и следующих условий:

    1. добровольность участия; 2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя; 3) четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; 4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; 5) наличие целевых установок и перспектив деятельности; 6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов, обеспечивающих его организационную четкость: 1) обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время и место его проведения; 2) подобрать необходимый материал, составить сценарий и распределить среди учащихся роли, назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление; 3) написать объявление и программу, разослать пригласительные письма родителям, шефам; утвердить состав жюри и условия подведения итогов конкурсов и игр; 5) выпустить стенгазету, радиопередачу или фильм; 6) организовать работу над материалами сценария с использованием ТСО и т.д.

На внеклассные мероприятия необходимо приглашать родителей, учителей других предметов, учащихся младших классов. По мере необходимости при подготовке внеклассной работы следует прибегать к помощи других учителей-предметников: при оформлении – к учителю изобразительного искусства, информатики, технологии, при подборе музыкального сопровождения – к учителю музыки и т.д. Присутствие на некоторых праздниках учащихся младших классов будет полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.

Неделя (декада) иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в образовательном учреждении, активизации работы кружков, для которых неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведения недели. Как правило, неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Проведение недели требует большой, серьезной подготовки. В план включаются самые разнообразные мероприятия как учебного, так и внеклассного характера. Это - языковые конкурсы, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации в виде телеконкурсов, конференции старшеклассников и др.

Проведение недели способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому - таков девиз недели иностранного языка. Процесс подготовки и проведение Недели иностранного языка проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители ученического коллектива и родительского комитета. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, ответственных за каждое мероприятие, организуют изготовление костюмов, реквизита, оформление кабинетов и зала, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя иностранного языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели является создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике.

III этап посвящен итогам Недели. Следует выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, отметить победителей, активных участников и организаторов.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

1. информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;

2. коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;

3. ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

4. ориентация задач на повышение языковой активности учеников;

5. эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.

Таким образом, разумное сочетание урочной и внеурочной деятельности школьников способствует повышению мотивации обучения, стимулирует творческую активность, развивает языковую компетенцию учащихся, повышает их общую культуру.