4. Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
Какой контекст у учебника (ориентация на страну изучаемого языка или ориентация на страну, где проживает ученик, то есть на искусственные условия — вне страны изучаемого языка)?
Осуществляется ли приобщение детей к культуре страны изучаемого языка? Как дети познают культурные особенности:
через описание?
через наблюдение?
через фотографии?
через деятельность, приводящую к обнаружению и осознанию культурных особенностей в сопоставлении с культурой родной страны?
5. Игры
Основаны на конкурсе или сотрудничестве?
Понятны ли задания и содержат ли они мотивы и цели?
Способствуют продуктивной деятельности на изучаемом языке?
Не требуют продуктивной деятельности на изучаемом языке?
Предназначены для небольших групп?
Предназначены для участия всего класса?
6. Структура отдельного урока
Понятна ли структура урока?
Применяются ли картинки или фотографии?
Если предлагаются картинки и фотографии, то какова их роль?
Помогают они при усвоении языка?
Выполняют только декоративную функцию?
Являются опорой для получения информации о культуре страны изучаемого языка?
7. Аудиокассеты
Предоставляют ли аутентичные (естественные) и разнообразные образцы речи? Содержат ли материал для аудирования? Содержат ли стихотворения? Содержат ли песни? Хорошее ли качество звука?
8. Песни
Аутентичные ли для изучения языка? Легкий и приятный ритм? Легкий язык? Сложный язык? Сложная музыка?
Выбирая УМК важно помнить, что ведущей идеей для авторов, педагогов и родителей должна стать идея созидания человека и самоценность детства, как уникального периода человеческого развития. Это возможно только в том случае, если, даже выбрав хороший учебник, вы будете на уроках не «над» детьми, а «с» детьми.
Изучение иностранного языка в начальной школе и в более раннем возрасте - не так просто, как это кажется некоторым родителям и учителям. К этому образовательное учреждение должно серьезно подготовиться: иметь специально подготовленных учителей, иметь специально рассчитанные на обучение младших школьников программы, планы, учебно-методические комплекты по иностранному языку, наглядные пособия, записи и т.д., иметь возможность правильно организовать расписание и обучать ребенка в среднем звене по специальной программе, обеспечивающей преемственность с начальным звеном. Каждый ребенок, начинающий учить иностранный язык в начальной школе, должен быть психологически готов к этому очень трудному для него виду деятельности, чтобы был практический результат и затраченные усилия не пропали даром.
Рекомендуемая литература
Берулава М.Н. Основы современной педагогики: Учебник. – М.- Сочи, 2004.
Бим И.Л. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку. – М.: Просвещение, 1988.
Бубнова Г.И. Французский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.1/Г.И.Бубнова, Е.Ю.Горбачева, Т.М.Фоменко. – М.: Просвещение, 2008. - 160с.
В помощь учителю иностранных языков: Методическое пособие/Сост. Т.В.Сурменко, Ю.В.Калугина, Л.З.Валиева, З.Р.Киреева, Х.Х.Галимова. 2-е изд. – Уфа, 2007.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2005.
Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: Монография. – М.: МИЭТ, 2004. – 312 с.
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам.- СПб.: КАРО, 2005.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Ч.I.– Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.
Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Ч.II.– Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.
Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Ч.III. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.
Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. Учебник для вузов. – М.: МНПИ, 1999. – 120 с.
Колесникова И.Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб: БЛИЦ, 2001.
Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - СПб: КАРО, Мн.:Изд-во "Четыре четверти", 2004.
Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку/ А.В.Конышева. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.- 176 с.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей.- М.: АРКТИ, 2002.
Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. – М.: Высшая школа , 1982.
Метод проектов при обучении иностранному языку: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Г.М.Нуриахметова. – Бирск: Бирск.гос.пед.ин-т, 2002. – 164 с.
Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов/ Р.П.Мильруд. – М.: Дрофа, 2005. – 253 с.
Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. – М.: Просвещение, 1990.
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008
Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: Из опыта работы.– М.: Просвещение, 1989.
Мустафина Ф.Ш., Иванова Т.В. Обучающие игры в преподавании иностранных языков. - Уфа: Восточный университет, 2002.
Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2004.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие/ Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько и др.– Мн.: Высшая школа, 1992.
Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. /З.Н.Никитенко, Н.Д.Гальскова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с.
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательства АСТ", 2004.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
Нуриахметов Г.М. Активизация внеурочной самостоятельной работы школьников по иностранному языку: Учебное пособие по спецкурсу. –Самара, 1993.
Нуриахметов Г.М., Салин С.В. Язык и культура в пословицах и поговорках: Учебно-справочное пособие. - Бирск, 2001.
Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. – М.: Рус. яз., 1991.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говоре6ию. – М.: Просвещение, 1991.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 1993.
Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для студ-ов пед. инст-ов. – М.: Просвещение, 1985.
Примерные программы по иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- 2005.- №№ 5,6.
Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-4 классы. – М.: Просвещение, 2006.
Программы общеобразовательных учреждений. Программа учебного курса "Гид-переводчик". Английский язык. 10-11 кл./ Сост. Е.Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2002.
Профессиограмма учителя иностранного языка./Сост. С.Ф. Шатилов, К.И. Саломатов, Е.С.Рабунский. - Л., 1985.
Риверс М. Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя. В книге: Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17 –1 Х. 89. М.: РЕМА, МГЛУ, 1992, С.99 –118.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996.
Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 1-4, 5-9, 10-11 классов школ с углубленным изучением ИЯ. – М.: Еврошкола, 1999.
Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам, 1991;
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002.
Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов/ Е.Н. Соловова.– М.: Просвещение, 2004.
Соловова Е.Н. Программа основного общего образования по английскому языку: 5-9 классы. – М.: АСТ:Астрель: Хранитель, 2007.
Соловова Е.Н., Махмурян К.С. Дневник по педагогической практике для студентов факультетов иностранных языков и профессиональной переподготовки. Учебное пособие. – М.: Глосса, 2005.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение,1984.
Сухова И.А. Автономное обучение в контексте инновационных технологий обучения ИЯ. – Сб. Многомерность языка и науки о языке. – Бирск: изд-во Бир.ГПИ. – 2001.
Тамбовкина Т.Ю О некоторых методах самообучения ИЯ // Иностранные языки в школе. –2001. - №5.
Филатов В.М., Уланова Т.А. Семинарские и практические занятия по методике обучения иностранным языкам. учебно-мет. разработка для ст-ов педколледжей и яз. Вузов. – Ростов-на-Дону, 1997.
Фокина К.В., Тернова Л.Н., Костычева Н.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2006.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Юрченкова Г.Р. Мотивы и «антимотивы» при изучении ИЯ // Иностранные языки в школе. – 1998. - №4.
Bimmel, Peter, Rampillon, Utte Selbstständig Deutsch lernen können. In: Fernstudieneinheit №23 : Lernerautonomie und Lernerstrategien. – 1999.
Bimmel, Peter. Lernstrategien im Deutschunterricht. In: Fremdsprache Deutsch, Heft 8: Lernstrategien. – 1993.
Henzgen, Werner. Neue Lernformen – selbst verantwortet. – Praxis Deutsch. Zeitschrift für den Deutschunterricht. 141: Freies Arbeiten.
Holeg H. Autonomy and Foreign Language Learning. – Oxford. 1979
Kramar, Nelka. Gruppenarbeit im Deutschunterricht. – Rundbrief. Der Internationale Deutschlehrerverband. Heft №64. April 2000.
Little D. Learnerautonomy. – Dublin, 1991.
Nuriakhmetov G.M., Bobkova E.A. This is Bashkortostan. – Macmillan, 2006.
The Wold of People and Animals. Мир людей и животных: учеб.пособие /авт.-сост.: В.Ф.Аитов, Е.А.Бобкова, Г.М.Нуриахметов. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 192 с.
- Технологии и методики обучения иностранным языкам Часть II
- Содержание
- Тема 1. Российские и международные стандарты по иностранным языкам. Отечественные и зарубежные программы
- Основные задачи модернизации российского образования
- 1. Ключевой тест по английскому языку - Key English Test, ket – кембриджский экзамен первого уровня.
- Требования к программе по иностранным языкам
- Тема 2. Методика преподавания иностранного языка в полиэтнической и поликультурной среде
- Культуроведческие подходы в мировой языковой педагогике
- Социокультурный подход к обучению ия, его основные положения
- Анализ социокультурного компонента в содержании умк по иностранному языку
- Тема 3. Средства обучения иностранным языкам. Учебно-методический комплект
- Классификация средств обучения иностранным языкам
- Программа
- Средства обучения ия (е.Н. Соловова).
- Критерии выбора умк
- Новые умк по иностранным языкам
- Характеристика книги для учителя и учебника
- Анализ учебника иностранного языка
- Тема 4. Технологии и методики построения современного урока иностранного языка
- Структура урока ия и его организация
- Типология уроков иностранного языка
- Значение планирования и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса
- Подготовка учителя и учащихся к уроку
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке
- Тема 5. Внеурочные технологии обучения школьников в системе филологического образования
- Значение внеклассной работы по иностранному языку
- Принципы организации и планирования внеклассной работы по иностранным языкам
- Виды и формы внеклассной работы по иностранному языку
- Тема 6. Современные технологии обучения школьников иностранному языку
- Понятие о педагогической технологии
- Проблемный метод обучения
- Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Разноуровневое обучение
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии обучения иностранным языкам
- Способы организации группы
- Проведение занятий в группе
- Метод «мозгового штурма»
- Методика проведения брейнсторминга (групповой метод порождения идей)
- Проектный метод обучения иностранному языку
- Рейтингово-модульное обучение
- Как рейтинговая система осуществляется на практике?
- Кейс-метод в обучении иностранным языкам
- Процесс работы над кейсом
- Источники создания кейсов
- Проблемы использования кейс - технологий
- Компьютерные технологии
- Информационные технологии
- Способы организации дистанционного обучения
- Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций
- Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций
- Педагогические основания концепции дистанционного обучения
- Игровой метод обучения
- Функции обучающих игр
- Имитационные игры
- Операционные игры
- Исполнение ролей
- Тема 7. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников
- Здоровье школьников как педагогическая проблема
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике образовательных технологий
- Признаки индивидуального здоровья
- Культура здорового образа жизни личности
- Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие
- Классификация здоровьесберегающих технологий
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий
- Гигиенические требования при организации работы в компьютерном классе
- Тема 8. Автономное / самоуправляемое обучение иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение как одно из перспективных направлений в современной методике обучения иностранным языкам
- Из истории автономного/самоуправляемого обучения
- Личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам и концепция автономного/самоуправляемого обучения
- Роль мотивации при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Автономное/самоуправляемое обучение и взаимодействие учителя с учащимися и учащихся друг с другом
- Организационные формы работы при автономном/самоуправляемом обучении иностранным языкам
- Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения
- Тема 9. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
- Комплекс требований к профессиональной подготовке учителя иностранного языка
- Тема 10. Обучение иностранным языкам в детских дошкольных учреждениях
- Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
- Тема 11. Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе
- Цели обучения иностранным языкам в начальной школе
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
- Требования к профессиональным умениям учителя начальной школы
- Выбор умк по иностранным языкам для начальной школы
- 1. Структура
- 2. Цели
- 3. Подход к обучению/изучению языка
- 4. Подход к изучению культуры страны изучаемого языка
- Технологии и методики обучения иностранным языкам
- Часть II