logo
Метод реком

Тема 2.3. Образовательная система россии Тема лекции: «Образовательная система России»

Лекция рассчитана на 2 часа

Цель лекции: раскрыть содержание образовательной системы России.

Для достижения цели ставим следующие задачи

  1. Структура образовательной системы России.

  2. Содержание непрерывного образования.

  3. Образование и самообразование в современной педагогической науке.

План лекции

  1. Содержание и система образования.

  2. Цели, содержание и структура непрерывного образования.

  3. Единство образования и самообразования

Теоретический материал для подготовки к лекции

Для успешного осуществления профессиональной подготовки, как важного средства формирования и развития личности, необходимо уяснить не только то, чему ее учить, но и, прежде всего, то, как должна решаться эта задача. Ответ на этот вопрос как раз и определяет содержание образования. Что же следует понимать под понятием "содержание образования"?

При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучаемым в интересах развития их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственные идеи, а также выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы одновременно являются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучаемым.

Определение содержания образования - задача непростая. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. Вот почему в педагогической науке такое большое значение придается разработке тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание современного образования. Основными из них выступают объективные (потребности общества, развитие науки и техники и др.) и субъективные (политика и идеология государства, методологические позиции ученых и др.) факторы. К тому же образование должно обеспечивать овладение обучаемыми социальным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-нравственная направленность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования всех категорий граждан, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в повышении качества подготовки людей на различных образовательных уровнях (начальном, среднем или высшем).

Следует отметить, что конкретное содержание образования достаточно динамично. То, что его формировало вчера - сегодня уже может выглядеть по-другому, а завтра вновь измениться. Вот почему в дидактике сформулирована и действует система научных требований к определению содержания образования. Рассмотрим основные из них.

1. Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на достижение главной цели общества - формирование современной гармонично развитой личности. Из этого требования следует, что содержание образовательной работы должно обеспечивать умственное развитие обучаемых, их техническую и трудовую (служебную) подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Это требование имеет ряд аспектов.

Во-первых, в содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке теоретические положения.

Во-вторых, содержание учебного предмета должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения.

В-третьих, содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по изучаемым вопросам.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Отработка такой системы - достаточно сложная задача. Однако именно она позволяет обучаемым успешно продвигаться по пути усвоения необходимого учебного знания и формирования соответствующих навыков и умений.

4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными дисциплинами (учебными предметами). Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том, что изучение большинства предметов невозможно без предварительной подготовки по другим. Второй обусловлен тем, что конкретный учебный предмет отражает лишь какую-то одну сторону целостной деятельности человека. Следовательно, эффективность его деятельности всецело зависит от полноты и качества знаний по всем ее составляющим.

Необходимо отметить, что конкретное содержание образования, формируемое рассмотренными требованиями, конкретизируется на каждом из его этапов, обусловливающих структуру образовательной системы государства. Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования:

1. Дошкольное образование, имеющее целью осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей в семьях и дошкольных детских учреждениях.

2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Его главной целью является вооружение обучаемого системой знаний, навыков и умений, а также формирование у него качеств личности, позволяющих успешно осваивать различные виды профессиональной деятельности в соответствии с потребностями государства, общества или самой личности.

3. Профессиональное образование также включает в себя три уровня: начальный, средний и высший. К тому же, оно может быть как основным, так и дополнительным. Целью профессионального образования является подготовка специалиста соответствующего профиля и уровня для деятельности в конкретной области (гуманитарной, производственной, медицинской, военной и т.д.).

Закон, помимо рассмотренных видов образования, также предусматривает и профессиональную подготовку, направленную на ускоренное приобретение и совершенствование обучаемыми знаний, навыков и умений для выполнения определенной профессиональной деятельности. Однако необходимо учитывать, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В то же время она выступает важным элементом государственной системы непрерывного образования.

К числу форм, в рамках которых граждане Российской Федерации могут получить образование определенного уровня, относятся очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а также семейное образование, самообразование и экстернат. Допускается сочетание различных форм, однако в пределах конкретных общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. К тому же по ряду профессий (например, медицинским) очно-заочная и заочная формы обучения, а также экстернат не допускаются.

В последние годы в российской образовательной системе широкое распространение получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило, электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме обучения.

 Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:

1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.

К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.

Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863—1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XXв. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.

С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.

В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.

В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XXв.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.

Начало XXIв. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.

Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.

В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления.

Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.

Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.

 Непрерывное образование представляет собой философско-педагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации.

В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образованияприобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д.

Важной чертой практики непрерывного образования в последние годы становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. В связи с этим идея непрерывного образования связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса (обучающих и обучающихся), саморазвитие обучающихся.

Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе.

Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере общества. Особое значение приобретают социально-практические и научно-прикладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека, включение образовательного процесса в контекст социальной и производственной жизни человека, его личностного роста. К тому же разработка его теоретических и прикладных проблем обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг.

Литература по данной теме

  1. Подласый И.П.Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.

  2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – ( Серия «Учебное пособие»).

  3. Самоненко Ю.А.Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 280 с.

  4. Сидоров А.А.Педагогика: Учеб ник/А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра – Спорт, 2000.– 272с.

  5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с. – (Высш. проф. образование).