Тема 1. 4. Познавательные процессы Тема лекции: «Познавательные процессы»
Лекция рассчитана на 1 час
Цель лекции: рассмотреть психические познавательные процессы, их виды и физиологические механизмы. Выделить основные пути управления психическими познавательными процессами в процессе обучения и воспитания.
Для достижения цели ставим следующие задачи
1. Изучение познавательных процессов и их основных характеристик.
2. Определение роли познавательных процессов в развитии личности.
3. Изучение способов развития мышления и интеллекта.
4. Приобретение умений творчески мыслить и предвидеть последствия собственных действий;
План лекции
1. Чувственные формы освоения действительности.
2. Рациональные формы познания.
3. Развитие мышления, интеллект.
4. Представление, воображение, творчество.
Теоретический материал для подготовки к лекции
Первичной формой отражения действительности являются ощущения.
Информация из внешнего мира поступает к нам через органы чувств форме ощущений, затем она интерпретируется.
Ощущения – непосредственная реакция органов чувств и нервных центров на воздействие предметов, явлений и ситуаций внешнего мира.
Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три класса ощущений:
Экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (горячий предмет); их делят на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).
Интерорецептивные, сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды и т.п.);
Проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении тела.
Несмотря на то, что каждый анализатор подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу относят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) пороги ощущений. Минимальная сила раздражителя, при которой человек начинает ощущать, характеризует нижний, минимальный порог ощущения. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность соответствующего органа чувств. Максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение ее нарастания, называется верхним, максимальным порогом ощущения.
Чувствительность того или иного органа характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности, и наоборот.
Одной из закономерностей процесса ощущения и работы органов чувств является адаптация– способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность (если выйти ночью из ярко освещенной комнаты, то некоторое время глаза ничего не различают в темноте, однако через некоторое время человек привыкает и начинает различать предметы, для адаптации зрения в темноте необходимо до 40 мин.).
Адаптация органов чувств может осуществляться в трех направлениях:
- повышение чувствительности органов чувств, порога различения;
- притупление, снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя;
- полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя, чаще небольшой силы (например, ношение ручных часов, очков).
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией.
Из отдельных ощущений складывается целостное восприятие.
Восприятие – отражение в сознании предметов, ситуаций и событий внешнего мира, составленное из отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, а также их интерпретация.
К основным качествам восприятия относят:
- восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией;
- константность;
- целостность;
- восприятие не сводиться только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.
В основе классификации восприятий, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические (мышечные), обонятельные, и вкусовые восприятия.Кроме того, различают:
- простое восприятие– результат отражения одного анализатора и формирования одномодальных (зрительных, слуховых и др.) образов.
- сложное восприятие– отражение целостного образа одного или нескольких объектов, явлений при взаимодействии различных анализаторов.
- специальные виды восприятия:
восприятие пространства– восприятие формы, величины, объемности, удаленности;
восприятие времени– восприятие субъективного и исторического времени;
восприятие движения– восприятие пространственного перемещения объектов;
восприятие человека человеком – восприятие субъективных и объективных качеств другого человека или общности людей.
В окружающем нас мире на человека воздействует огромное число раздражителей. Однако до нашего сознания доходят только те, которые являются наиболее значимыми, на которых сосредоточено наше внимание.
Внимание – психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.
В зависимости от того, где находиться объект внимания – во внешнем мире (материальные объекты действия) или субъективном (внутреннем) мире личности (собственные мысли, чувства, переживания) выделяют следующие виды внимания: внешнее (сенсорно-перцептивное), внутреннее (интеллектуальное), произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
Внимание характеризуется различными проявлениями, которые называют его качествами или свойствами. Свойства внимания:
- концентрированность – показатель степени сосредоточенности на определенном объекте;
- интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
- устойчивость– способность длительное время удерживать высокий уровень концентрированности и интенсивности внимания;
- объем– показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (взрослый 4-6 объектов, ребенок 2-3 объекта);
- распределение – способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно;
- переключение –способность достаточно быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Жизненные впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют значительный след, сохраняются, закрепляются, а затем при определенных условиях воспроизводятся – эти процессы называются памятью.
В более широком смысле, память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом.
Виды памяти: двигательная (способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, водить машину и т.д.), затем формируется образная память т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принял большее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидахобразной памяти:зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный или вкусовой.
Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов (память страха, стыда, ярости). Высшим видом памяти, присушим только человеку, является вербальнаяпамять (словесно-логическая или сематическая), с ее помощью образуется информационная база интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.п.). Так же различаютпроизвольную, непроизвольную, послепроизвольную память.
Во многих методиках, направленных на улучшение размещения информации в мозге, используется мнемоника или мнемотехника – это приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее смысловой организации.
В течение дня память работает неравномерно. Лучше всего результаты между 8 и 12 часами дня. Потом наступает спад, который длиться примерно до 17 час. Затем память снова улучшается, и к 19 часам наступает вечерний пик эффективности, максимальная память в 21 час, в это время в памяти сохраняется все, что Вы не могли запомнить в течение дня (рис. 1).
Рис. 1 . График памяти.
Высшим познавательным процессом является мышление, которое имеет очень широкий и сложный смысл. Оно порождает новые знания, творчески отражает преобразование человеком действительности.
Мышление – процесс обобщенного отражения действительности направленный, направленный на решение познавательных, теоретических и практических задач.
В процессе развития психики ребенка последовательно формируются следующие виды мышления:
- конкретно-действенное(предметно-действенное) мышление или сенсомоторный интеллект – значительное развитие чувственного познания (с 11 месяцев жизни ребенка);
- наглядно-образное мышление– на основе освоения предметных действий и развития активной речи (с 2-3 лет);
- словесно-логическое (конкретно-логическое) мышление– изучение конкретных наук, конкретная предметная деятельность, развитие логической речи (с дошкольного возраста до подросткового);
- абстрактно-логическое мышление– оно может быть в понятиях, суждениях, умозаключениях, но не в образах (в дошкольном и школьном возрасте до юности).
У каждого человека свой основной вид мышления, но присутствуют все виды.
Развитие мышления зависит от знаний, однако следует помнить, что знания и ум не одно и тоже. Мало иметь знания, нужно уметь их применять в деле. Отличительная особенность умного человека – умение привести в систему имеющиеся знания, организовать их так. Чтобы можно было ими пользоваться. Умный человек не гарантирован от ошибок, но, допустив ошибку, он умеет ее исправить.
Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных способностях, т.е. о том, что именно представляет наш ум, как он устроен, каков его особенности. Психология исследует эти проблемы. Под интеллектом обычно понимают совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.
Как и все функции психики, интеллект находиться под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой – под влиянием окружающей среды. Наследственная обусловленность связана со многими факторами: генетическая обусловленность, физическое и психическое состояние материи (питание, здоровье), хромосомные аномалии, экологические условия. Адаптационная обусловленность проявляется, прежде всего, во влиянии на умственное развитие следующих факторов:
- особенности питания ребенка (особенно в 1,5 года);
- психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно отстают в умственном развитии);
- число детей в семье, ее социального статуса (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).
С мышлением тесно связано воображение. Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслительных ситуаций, никогда ранее в целом не воспринимавшихся человеком.
Различают виды воображения – бессознательное (пассивное) исознательно- целенаправленное (активное, преднамеренное), оно подразделяется навоссоздающее и творческое.
Воссоздающие воображение – по нескольким деталям восстанавливается все (следователи, реставраторы, археологи).
Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Воображение можно подразделить на следующие виды: активное (человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы), пассивное (образы возникают спонтанно), продуктивное (действительность сознательно конструируется человеком) и репродуктивное (ставиться задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть).
Есть и такие виды воображения как: сновидения, грезы мечты, галлюцинации.
К познавательным психическим процессам относится представление, которое связано с воссозданием имеющихся или с созданием новых образов объектов. В научной психологии содержанием понятия «представление» является чувственный образ предмета, ситуации и события, являющихся результатом деятельности памяти или продуктивного творческого воображения.
Представления играют огромную приспособительную роль в жизни человека, прежде всего в качестве образов конечных результатов деятельности. Именно представление о конечном результате деятельности как о ее цели отличает деятельность человека от поведения животного. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная деятельность человека. Поэтому для повышения продуктивности деятельности, прежде чем начать выполнять какое-то дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуации, которые он хочет создать или достигнуть. Представления помогают человеку создавать целостную картину наличного пространства.
Представление – вторичный чувственный образ, который либо непосредственно, благодаря памяти воспроизводиться в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т.е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.
Литература по данной теме
1.Дружинин В.Н. Психология: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 650 с.
2. Крылов А.А. Психология: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2001.– 584 с.
3. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с.
4. Невлев В.К. Психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. -141 с.
5. Радугин А.А.Психология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2003. – 400 с.
- Психология и педагогика
- Введение
- 2. Примерный тематический план
- Раздел 1. Психология
- Тема 1. 1. Предмет и методы психологии Тема лекции: «Предмет и методы психологии»
- Тема 1. 2. Психика и организм Тема лекции: «Психика и организм»
- Тема семинарского занятия: «Предмет и методы психологии»
- Тема семинарского занятия: «Психика и организм»
- Тема 1. 3. Сознание человека Тема лекции: «Сознание человека»
- Тема 1. 4. Познавательные процессы Тема лекции: «Познавательные процессы»
- Тема семинарского занятия: «Сознание человека»
- Тема семинарского занятия: «Психология познавательных процессов»
- План семинарского занятия
- Тема 1. 5. Психические свойства Тема лекции: «Психические свойства»
- Тема 1. 6. Психология личности Тема лекции: «Психология личности»
- Тема семинарского занятия: «Психические свойства»
- План семинарского занятия
- Тема семинарского занятия: «Психология личности»
- План семинарского занятия
- Тема 1. 7. Межличностные отношения Тема лекции: «Межличностные отношения»
- Классификация групп
- Тема семинарского занятия: «Межличностные отношения»
- Раздел 2. Педагогика
- Тема 2. 1. Основные категории педагогики
- Тема 2.2. Образование как общечеловеческая ценность Тема лекции: «Образование как общечеловеческая ценность»
- Тема семинарского занятия: «Основные категории педагогики»
- Тема семинарского занятия: «Образование как общечеловеческая ценность»
- Тема 2.3. Образовательная система россии Тема лекции: «Образовательная система России»
- Тема 2.4. Педагогический процесс, его составляющие Тема лекции: «Педагогический процесс, его составляющие»
- Тема семинарского занятия: «Образовательная система России»
- Тема семинарского занятия: «Педагогический процесс и его составляющие»
- Тема 2.5. Организация учебной деятельности Тема лекции: «Организация учебной деятельности»
- Тема 2.6. Управление педагогическим процессом Тема лекции: «Управление педагогическим процессом»
- Тема семинарского занятия: «Организация учебной деятельности»
- Тема семинарского занятия: «Управление педагогическим процессом»
- 1. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности.
- Задачи воспитания в семье.Воспитательные задачи:
- 1. Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности
- Приложения
- Задание 1
- Практические задания Задание 1
- Задание 2
- Диагностика психосоматического типа личности
- Психологический тест: «Уровень мотивации достижения успеха»
- Оценка результата
- Опросник для определения степени развития силы воли
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Тест «Что говорят Вам мимика и жесты?»
- Контрольный тест по разделу 1: «Психология»
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Контрольный тест по разделу 2: «Педагогика»
- Впросы по дисциплине, необходимые для подготовки студентов к зачету