Приложение 3
Примерный план устного анализа педагогического общения учителя и учащихся на уроке
Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д.
Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на "ты" или "вы"?
Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Приведите примеры.
Каким образом учитель стимулировал активность класса?
Имели ли место реплики учителя в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.
В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)?
Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность?
Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (сидит, стоит над ним, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)?
Была ли ощутима "дистанция", которую держал учитель? В чем она проявилась?
Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт и т.д.)?
Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)?
Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:
достоинство + уверенность в себе учителя и учащихся;
умение слушать и внимательно смотреть на партнера;
- естественность и искренность, вежливость по отношению к ученику и взаимно;
- была ли ирония во взаимоотношениях;
- была ли попытка говорить с партнером на его «языке», не опускаясь до жаргона?
- Раздел 1. Организация и проведение учебной практики
- 1.1 Цель учебной практики
- 1.2 Содержание учебной практики
- 1.3 Обязанности студента во время педагогической практики
- 1.4 Подведение итогов учебной практики и оценка результатов деятельности
- Занятие № 1
- Ход занятия
- Обязательная литература
- Пример эссе «Мой идеал учителя»
- Занятие № 2 Дидактическое обеспечение современного урока и его эффективность
- Подготовка к занятию
- Ход занятия
- Контрольное задание
- Задание для самообразования (по желанию)
- Видеоуроки
- Основная литература
- Приложение 1
- Устно проанализируйте урок, ответив на следующие вопросы
- Занятие 3 Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке
- Подготовка к практическому занятию
- Ход занятия
- Контрольное задание
- Задание для самообразования (по желанию)
- Видеоматериалы
- Основная литература
- Основы педагогического общения
- Стили педагогического общения
- Приложение 3
- Ключевые слова и выражения для устного анализа
- Занятие № 4 Педагогическое мастерство в деятельности учителя
- Подготовка к занятию
- «Круглый стол» способствует развитию умения коллективной дискуссии, мышления, навыков общения через организацию смыслотворчества.
- Ход занятия
- Контрольное задание
- 1. Составьте и запишите не менее трех вопросов, которые вы хотели бы задать учителю-мастеру.
- Задание для самообразования (по желанию)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- Педагогическое мастерство
- Занятие 5 Тема: Организационные формы воспитания. Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательной работы
- Подготовка к занятию
- Ход занятия
- Контрольное задание
- Задание для самообразования (по желанию)
- 1. Ответьте на вопрос:
- 2. Дополните предложения, определяющие основные характеристики ктд
- Основная литература
- Классификация конкретных организационных форм педагогического процесса
- Формы организации воспитательного процесса
- Современный словарь по педагогике. Мн., 2001. С 319
- Пять условий успешной реализации ктд
- Ход занятия
- Основная литература
- Задание для самообразования (по желанию)
- Метод «портфолио»
- Раздел 3. Педагогическая рефлексия