logo
Педагогика заочное / доп / Дневник по УП 2 курса янв 2012

Приложение 3

Примерный план устного анализа педагогического общения учителя и учащихся на уроке

  1. Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д.

  2. Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на "ты" или "вы"?

  3. Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Приведите примеры.

  4. Каким образом учитель стимулировал активность класса?

  5. Имели ли место реплики учителя в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.

  6. В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)?

  7. Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность?

  1. Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (сидит, стоит над ним, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)?

  2. Была ли ощутима "дистанция", которую держал учитель? В чем она проявилась?

  1. Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт и т.д.)?

  2. Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)?

  3. Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:

- естественность и искренность, вежливость по отношению к ученику и взаимно;

- была ли ирония во взаимоотношениях;

- была ли попытка говорить с партнером на его «языке», не опускаясь до жаргона?