logo
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ / ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ

Мотивация учения.

(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. –С. 338-341.)

Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от желания, стремления, интереса к работе, потребности в деятельности, т.е. от наличия положительных мотивов.

Человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс «что такое?». Особенно ярко обнаруживают любознательность дошкольники – «почемучки», а также первоклассники. Задача педагогов состоит в том, чтобы не погасить это стремление к познанию, чтобы в течение всего периода школь­ного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, форм и методов организации познавательной деятельности, от стиля общения с учениками. Формирование положительной мотивации учения — не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и необходимо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы.

Среди многообразных мотивов учения можно выделить две основные группы — мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответствен­ности. Мотивы познавательного интереса проявляются, например, в стремле­нии учеников к особо актуальному содержанию. Мотивы долга и ответствен­ности связаны прежде всего <…> с сознательной учебной дис­циплиной, стремлением выполнять требования учителей, родителей, коллектива, уважать общественное мнение класса.

Начиная работу по формированию мотивации учения, необходимо знать ее уровень и характер. Особенно большие возможности для такой диагностики имеются в начальных классах, где ученики более откровенны и непосредственны в своих высказываниях, в ответах на вопросы постоянно общающегося с ними учителя. Может оказаться, что мотивом учения школьника является в основном боязнь порицания учителя, родителей, страх перед неудовлетво­рительной отметкой. Мотивом учения может быть и чисто ситуативный инте­рес, основанный на занимательности, необычности содержания рассматривае­мого в данный момент вопроса, примера. Опытный учитель во время откровен­ных, доверительных бесед с учениками легко заметит и чрезмерное честолю­бие или другие нежелательные мотивы учения. Во всех этих случаях возникает вопрос, что делать для вытеснения нежелательных мотивов положительными мотивами учения. Если ребенок учится в основном из страха перед плохой отмет­кой или из честолюбия, это еще не значит, что у него полностью отсутст­вуют положительные мотивы учения. Они могут быть по разным причинам приглушены. Чтобы освободить положительные мотивы от влияния сдерживаю­щих их факторов, надо прежде всего выяснить, что является главной причиной доминирования отрицательных мотивов.

Полезно выявить: понимает ли ученик одновременно общественную и лич­ную значимость учения, осознает ли он учение как общественный долг или только как личную потребность; стремится он иметь глубокие и прочные знания или в основном хочет лишь получать хорошие отметки; понимает ли опасность накопления пробелов в знаниях; как он относится к требованиям учителей и родителей, понимает ли полезность их выполнения для себя самого; умеет ли убеждать себя в необходимости выполнения таких требований; умеет ли подавлять нежелательные мотивы или слепо следует им; рационально ли соче­таются у него мотивы интереса и долга, стремится ли он активно изучать любой учебный материал, а не только особо интересный; что у него преобла­дает: любопытство, любознательность или познавательный интерес, тяга к зна­ниям вообще.

Зная состояние мотивов учения, педагог может своевременно подсказать школьнику, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать. Ведь многие учащиеся вообще не задумываются над тем, что побуждает их учиться, и иногда бывает достаточно обратить их внимание на эту сторону учения, как они с охотой начинают заниматься самовоспи­танием хотя бы в самых элементарных его формах. Конечно, им приходится подсказывать приемы такого самовоспитания. Некоторые из них нуждаются в более тщательном и систематическом контроле за ходом самовоспитания, в ока­зании помощи со стороны старших и товарищей по классу. Если учитель обнаруживает, что у ученика недостаточно развиты мотивы учебного долга, он старается разъяснить ему общественную значимость учения, подбирает убедительные примеры. Одновременно педагоги учат школьников понимать субъективную значимость учения, объясняют им, что может дать изучение данного предмета для развития их склонностей, способностей, для про­фессиональной ориентированности и овладения интересующей профессией. Учитель помогает школьникам осознать, что дает учение для подготовки к общению в трудовом коллективе, для удовлетворения творческих стрем­лений. Все это вырабатывает у школьников стремление к самомотивации, самостимулированию: «Это необходимо обществу, это необходимо и мне как члену общества — буду активно учиться!» <…> всего этого «тема урока берет школьников в плен». У учащихся возникает умение находить в содержании новой темы мотивацию для ее активного изучения (актуаль­ность, новизна, практическая значимость содержания).

Далеко не каждое дело бывает занимательным, увлекательным и оттого как бы автоматически вызывает положительную мотивацию учения. Многие учебные дела будничны, однообразны, суховаты. Как же тогда развивать мотивы активной деятельности? В таком случае в действие вводится и волевая мотивация – самоприказ, самоактивизация, самовнушение. В качестве источ­ников такого самостимулирования должны выступать чувства долга, ответ­ственности и сознательной дисциплины.

Важное значение имеет четкое предъявление требований со стороны учи­телей, единство таких требований, ясная мотивировка выставляемых отметок. Общественные смотры знаний, коллективное обсуждение хода выполнения учебных обязательств по Ленинскому зачету – все это способствует фор­мированию общественно ценных мотивов, которые играют особо важную роль в учебной мотивации. Необходимо оптимальное сочетание требований и поощрений в учебном процессе, так как при непрерывных порицаниях неизбежно возникновение мотивов страха, постоянного ожидания наказания, а при неумеренных поощрениях – развитие честолюбивых мотивов, которые создают постоянные стрессовые состояния. И то и другое наносит ущерб развитию личности.

При формировании положительной мотивации учения у школьников, как уже было сказано, главная задача учителей состоит в том, чтобы пере­вести внешнее стимулирование в самовоспитание внутренней мотивации. Здесь особенно важное значение имеет умелое слияние целеполагания и мотивации учения. Продумывая задачи своей деятельности дома и на уроке, школь­ник, особенно старший, тем самым уже мотивирует свою деятельность.

Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует учителей, родителей, ученический актив, когда их под­держивают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха» <…>

<…> Если резюмировать сказанное выше, то процесс самостоятельного стиму­лирования учения предполагает:

В заключение еще раз напомним, что формирование положительной мотивации учения, самостимулирование учения — чрезвычайно сложный про­цесс, который нуждается в терпеливом и мудром педагогическом управлении.