Мотивация учения.
(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. –С. 338-341.)
Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от желания, стремления, интереса к работе, потребности в деятельности, т.е. от наличия положительных мотивов.
Человеку от природы присущ безусловный ориентировочный рефлекс «что такое?». Особенно ярко обнаруживают любознательность дошкольники – «почемучки», а также первоклассники. Задача педагогов состоит в том, чтобы не погасить это стремление к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, форм и методов организации познавательной деятельности, от стиля общения с учениками. Формирование положительной мотивации учения — не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и необходимо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы.
Среди многообразных мотивов учения можно выделить две основные группы — мотивы познавательного интереса и мотивы долга и ответственности. Мотивы познавательного интереса проявляются, например, в стремлении учеников к особо актуальному содержанию. Мотивы долга и ответственности связаны прежде всего <…> с сознательной учебной дисциплиной, стремлением выполнять требования учителей, родителей, коллектива, уважать общественное мнение класса.
Начиная работу по формированию мотивации учения, необходимо знать ее уровень и характер. Особенно большие возможности для такой диагностики имеются в начальных классах, где ученики более откровенны и непосредственны в своих высказываниях, в ответах на вопросы постоянно общающегося с ними учителя. Может оказаться, что мотивом учения школьника является в основном боязнь порицания учителя, родителей, страх перед неудовлетворительной отметкой. Мотивом учения может быть и чисто ситуативный интерес, основанный на занимательности, необычности содержания рассматриваемого в данный момент вопроса, примера. Опытный учитель во время откровенных, доверительных бесед с учениками легко заметит и чрезмерное честолюбие или другие нежелательные мотивы учения. Во всех этих случаях возникает вопрос, что делать для вытеснения нежелательных мотивов положительными мотивами учения. Если ребенок учится в основном из страха перед плохой отметкой или из честолюбия, это еще не значит, что у него полностью отсутствуют положительные мотивы учения. Они могут быть по разным причинам приглушены. Чтобы освободить положительные мотивы от влияния сдерживающих их факторов, надо прежде всего выяснить, что является главной причиной доминирования отрицательных мотивов.
Полезно выявить: понимает ли ученик одновременно общественную и личную значимость учения, осознает ли он учение как общественный долг или только как личную потребность; стремится он иметь глубокие и прочные знания или в основном хочет лишь получать хорошие отметки; понимает ли опасность накопления пробелов в знаниях; как он относится к требованиям учителей и родителей, понимает ли полезность их выполнения для себя самого; умеет ли убеждать себя в необходимости выполнения таких требований; умеет ли подавлять нежелательные мотивы или слепо следует им; рационально ли сочетаются у него мотивы интереса и долга, стремится ли он активно изучать любой учебный материал, а не только особо интересный; что у него преобладает: любопытство, любознательность или познавательный интерес, тяга к знаниям вообще.
Зная состояние мотивов учения, педагог может своевременно подсказать школьнику, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать. Ведь многие учащиеся вообще не задумываются над тем, что побуждает их учиться, и иногда бывает достаточно обратить их внимание на эту сторону учения, как они с охотой начинают заниматься самовоспитанием хотя бы в самых элементарных его формах. Конечно, им приходится подсказывать приемы такого самовоспитания. Некоторые из них нуждаются в более тщательном и систематическом контроле за ходом самовоспитания, в оказании помощи со стороны старших и товарищей по классу. Если учитель обнаруживает, что у ученика недостаточно развиты мотивы учебного долга, он старается разъяснить ему общественную значимость учения, подбирает убедительные примеры. Одновременно педагоги учат школьников понимать субъективную значимость учения, объясняют им, что может дать изучение данного предмета для развития их склонностей, способностей, для профессиональной ориентированности и овладения интересующей профессией. Учитель помогает школьникам осознать, что дает учение для подготовки к общению в трудовом коллективе, для удовлетворения творческих стремлений. Все это вырабатывает у школьников стремление к самомотивации, самостимулированию: «Это необходимо обществу, это необходимо и мне как члену общества — буду активно учиться!» <…> всего этого «тема урока берет школьников в плен». У учащихся возникает умение находить в содержании новой темы мотивацию для ее активного изучения (актуальность, новизна, практическая значимость содержания).
Далеко не каждое дело бывает занимательным, увлекательным и оттого как бы автоматически вызывает положительную мотивацию учения. Многие учебные дела будничны, однообразны, суховаты. Как же тогда развивать мотивы активной деятельности? В таком случае в действие вводится и волевая мотивация – самоприказ, самоактивизация, самовнушение. В качестве источников такого самостимулирования должны выступать чувства долга, ответственности и сознательной дисциплины.
Важное значение имеет четкое предъявление требований со стороны учителей, единство таких требований, ясная мотивировка выставляемых отметок. Общественные смотры знаний, коллективное обсуждение хода выполнения учебных обязательств по Ленинскому зачету – все это способствует формированию общественно ценных мотивов, которые играют особо важную роль в учебной мотивации. Необходимо оптимальное сочетание требований и поощрений в учебном процессе, так как при непрерывных порицаниях неизбежно возникновение мотивов страха, постоянного ожидания наказания, а при неумеренных поощрениях – развитие честолюбивых мотивов, которые создают постоянные стрессовые состояния. И то и другое наносит ущерб развитию личности.
При формировании положительной мотивации учения у школьников, как уже было сказано, главная задача учителей состоит в том, чтобы перевести внешнее стимулирование в самовоспитание внутренней мотивации. Здесь особенно важное значение имеет умелое слияние целеполагания и мотивации учения. Продумывая задачи своей деятельности дома и на уроке, школьник, особенно старший, тем самым уже мотивирует свою деятельность.
Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует учителей, родителей, ученический актив, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха» <…>
<…> Если резюмировать сказанное выше, то процесс самостоятельного стимулирования учения предполагает:
осознание учениками учения как общественного долга;
оценку теоретической и практической значимости предмета и изучаемого вопроса;
оценку субъективной значимости учения вообще и данного предмета для развития своих способностей, профессиональных устремлений или для целенаправленного устранения слабых сторон своих реальных учебных возможностей;
стремление изучать не только наиболее интересный материал, а все содержание образования;
развитие умения подчиняться самоприказу, использовать волевое стимулирование учения, преодолевать сиюминутные отвлечения;
настойчивое преодоление учебных затруднений, переживание радости, связанной с этим;
стремление понять, осознать, пережить, оценить полезность для себя выполнения требований учителей, родителей, классного коллектива;
сознательное подавление чувства страха перед предстоящим ответом, контрольной работой, зачетом;
преодоление чрезмерного честолюбия.
В заключение еще раз напомним, что формирование положительной мотивации учения, самостимулирование учения — чрезвычайно сложный процесс, который нуждается в терпеливом и мудром педагогическом управлении.
- Теория и технологии обучения
- Введение
- Раздел 1. Дидактика как наука об обучении.
- Основные педагогические понятия-категории
- Зачем учителю дидактика (Лернер и.Я. Зачем учителю дидактика // Народное образование. – 1992. - №1. - с. 13-40)
- Раздел 2. Теоретические и методические основы процесса обучения Элементы процесса обучения
- Взаимосвязи элементов процесса обучения и его системообразующий фактор
- Строение, функции и уровни методологического знания
- Основные характеристики и логика педагогического исследования
- 1. Проблема
- 2. Тема
- 3. Актуальность
- 4. Объект и предмет исследования
- 5. Гипотеза и защищаемые положения
- 6. Цель и задача исследования, его логика
- Раздел 3. Сущность целостного процесса обучения Природа и сущность процесса обучения
- Методологические основы задания целей обучения
- Основные направления разработки проблемы целей обучения в педагогике
- Технология постановки целей
- Способы постановки целей
- Таксономии педагогических целей
- Категории учебных целей в когнитивной области
- Категории учебных целей в аффективной области
- Формирование целей-эталонов
- Технология достижения целей Критериальная оценка как основа обучения
- Перевод цели в тестовое задание
- Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике
- Религиозное, нравственное, эмоциональное и социальное воспитание
- Раздел 4. Современное содержание образования Знания, их виды и функции
- Оптимизация учения школьников – потребность времени.
- Основные общеучебные умения и навыки.
- Как формировать умение рационально учиться.
- Умение намечать задачи учебной деятельности.
- Мотивация учения.
- Раздел 5. Урок как основная организационная форма обучения Урок как система
- Триединая цель урока и его конечный результат
- Влияние целевой ориентации учителя на качество урока
- Дидактическая модель урока
- Раздел 6. Педагогическое взаимодействие. Управление процессом обучения Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации
- Мотивационный этап
- Операционально-познавательный этап
- Что такое интерес? Не отказаться ли от этого термина?
- Теория развивающего обучения
- Личностно-ориентированные технологии обучения
- Дистанционные технологии обучения
- Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками
- Содержание
- Раздел I. Дидактика как наука об обучении и учении
- Раздел 2. Теоретические и методологические основы
- Раздел 3. Сущность целостного процесса обучения
- Раздел 4. Современное содержание образования
- Раздел 6. Урок как основная организационная форма обучения
- Раздел 7. Педагогическое взаимодействие. Управление