logo
ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ / ХРЕСТОМАТИЯ ПО ДИДАКТИКЕ

1. Проблема

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?».

Как правило, особенно в такой науке, как педагогика, изучающей особый вид практической деятельности и призванной влиять на нее, исследователь идет, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и, в конечном счете, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и предполагает поэтому обращение к науке. К тому практическая задача решается не только средствами науки. Среди больших и сложных задач, поставленных реформой школы, есть такие, которые не требуют обоснования со стороны педагогической науки и обращены непосредственно к органам власти и общественным организациям, от которых требуется, например, принять необходимые меры по закреплению педагогических кадров, повысить заработную плату учителям, улучшить условия для творческой работы директоров школ и профтехучилищ по организации учебно-воспитательного процесса и т. п. Средствами одной только педагогической науки нельзя решить задачу преодоления отставания школьников в учении и второгодничества. Наука участвует в решении практических задач своими, специфическими средствами.

Решить практическую задачу средствами науки значит ― определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности, направленной на решение данной задачи. Эта область неизвестного в научном знании, «белое пятно на карте науки» и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, многое знать, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. «Знание о незнании» ― в этом суть научной проблемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, обусловленную открытием новых фактов или связей, обнаружения логических изъянов имеющихся научных концепций или появления таких новых запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию. Будучи наукой общественной, педагогика ориентируется в первую очередь на общественную практику, на необходимость преодоления недостатков прак­тической педагогической деятельности, проявляющихся в ее результатах, т. е. в обученности и воспитанности как качествах личности выпускника того или иного учебно-воспитательного учреждения. Изъяны педагогической теории тоже, как правило, обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности.

Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести эту задачу с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержанием.

Одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач. Например, решение задачи преодоления второгодничества может быть найдено на основе знаний о сущности процесса обучения, о путях формирования познавательной самостоятельности учащихся, о способах диагностики отставания учащихся в учении и т. д.