1. Проблема
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?».
Как правило, особенно в такой науке, как педагогика, изучающей особый вид практической деятельности и призванной влиять на нее, исследователь идет, непосредственно или опосредованно, от запросов практики, и, в конечном счете, решение любой научной проблемы способствует улучшению практической деятельности. Но сам запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и предполагает поэтому обращение к науке. К тому практическая задача решается не только средствами науки. Среди больших и сложных задач, поставленных реформой школы, есть такие, которые не требуют обоснования со стороны педагогической науки и обращены непосредственно к органам власти и общественным организациям, от которых требуется, например, принять необходимые меры по закреплению педагогических кадров, повысить заработную плату учителям, улучшить условия для творческой работы директоров школ и профтехучилищ по организации учебно-воспитательного процесса и т. п. Средствами одной только педагогической науки нельзя решить задачу преодоления отставания школьников в учении и второгодничества. Наука участвует в решении практических задач своими, специфическими средствами.
Решить практическую задачу средствами науки значит ― определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности, направленной на решение данной задачи. Эта область неизвестного в научном знании, «белое пятно на карте науки» и есть научная проблема. Выявить ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно, во-первых, многое знать, а во-вторых, знать, каких знаний не хватает. «Знание о незнании» ― в этом суть научной проблемы. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, обусловленную открытием новых фактов или связей, обнаружения логических изъянов имеющихся научных концепций или появления таких новых запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию. Будучи наукой общественной, педагогика ориентируется в первую очередь на общественную практику, на необходимость преодоления недостатков практической педагогической деятельности, проявляющихся в ее результатах, т. е. в обученности и воспитанности как качествах личности выпускника того или иного учебно-воспитательного учреждения. Изъяны педагогической теории тоже, как правило, обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности.
Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести эту задачу с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержанием.
Одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач. Например, решение задачи преодоления второгодничества может быть найдено на основе знаний о сущности процесса обучения, о путях формирования познавательной самостоятельности учащихся, о способах диагностики отставания учащихся в учении и т. д.
- Теория и технологии обучения
- Введение
- Раздел 1. Дидактика как наука об обучении.
- Основные педагогические понятия-категории
- Зачем учителю дидактика (Лернер и.Я. Зачем учителю дидактика // Народное образование. – 1992. - №1. - с. 13-40)
- Раздел 2. Теоретические и методические основы процесса обучения Элементы процесса обучения
- Взаимосвязи элементов процесса обучения и его системообразующий фактор
- Строение, функции и уровни методологического знания
- Основные характеристики и логика педагогического исследования
- 1. Проблема
- 2. Тема
- 3. Актуальность
- 4. Объект и предмет исследования
- 5. Гипотеза и защищаемые положения
- 6. Цель и задача исследования, его логика
- Раздел 3. Сущность целостного процесса обучения Природа и сущность процесса обучения
- Методологические основы задания целей обучения
- Основные направления разработки проблемы целей обучения в педагогике
- Технология постановки целей
- Способы постановки целей
- Таксономии педагогических целей
- Категории учебных целей в когнитивной области
- Категории учебных целей в аффективной области
- Формирование целей-эталонов
- Технология достижения целей Критериальная оценка как основа обучения
- Перевод цели в тестовое задание
- Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике
- Религиозное, нравственное, эмоциональное и социальное воспитание
- Раздел 4. Современное содержание образования Знания, их виды и функции
- Оптимизация учения школьников – потребность времени.
- Основные общеучебные умения и навыки.
- Как формировать умение рационально учиться.
- Умение намечать задачи учебной деятельности.
- Мотивация учения.
- Раздел 5. Урок как основная организационная форма обучения Урок как система
- Триединая цель урока и его конечный результат
- Влияние целевой ориентации учителя на качество урока
- Дидактическая модель урока
- Раздел 6. Педагогическое взаимодействие. Управление процессом обучения Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации
- Мотивационный этап
- Операционально-познавательный этап
- Что такое интерес? Не отказаться ли от этого термина?
- Теория развивающего обучения
- Личностно-ориентированные технологии обучения
- Дистанционные технологии обучения
- Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками
- Содержание
- Раздел I. Дидактика как наука об обучении и учении
- Раздел 2. Теоретические и методологические основы
- Раздел 3. Сущность целостного процесса обучения
- Раздел 4. Современное содержание образования
- Раздел 6. Урок как основная организационная форма обучения
- Раздел 7. Педагогическое взаимодействие. Управление