2. Общие критерии воспитательной работы
Оценивать внутренние психологические изменения воспитанника довольно трудно. Изменение в мыслях, поступках юноши или девушки требует немало усилий. Но воспитатель и не надеется на сиюминутный положительный результат, здесь важно заметить и оценить тенденцию к изменению, начало совершенствования личности.
В настоящее время существуют разнообразные методы и системы оценки психологических качеств личности, когда уже можно использовать память компьютера для обработки и хранения психологической информации, проблема контроля и оценки результатов воспитания может быть успешно решена.
Контроль воспитательной работы в учебном заведении может осуществляться с помощью следующих критериев:
— эффективность управления воспитательной работой;
— качество функционирования системы воспитания;
— уровень подготовки воспитателей;
— уровень воспитанности учащихся.
Каждый из этих критериев может оцениваться с помощью целого ряда показателей, более подробно отражающих уровень воспитательной работы.
“Качество функционирования системы воспитания” М.Ю.Красовицкий предлагает оценивать с помощью таких показателей:
— оптимальная реализация задач, которые возникают в результате анализа уровня воспитанности учащихся за короткий промежуток времени;
— целостность системы воспитательной работы как единства целей, задач, принципов, содержания, форм, методов организации и их ориентация на конечный результат;
— обеспечение единства слова и дела в реализации всей системы воспитательной работы;
— организация коллективной творческой деятельности;
— обеспечение активности учащихся в продуктивной, социально полезной деятельности;
— подготовка учащихся к выбору профессии с учетом потребностей общественного производства, а также их индивидуальных наклонностей и интересов;
— педагогически целенаправленная организация жизни коллектива учащихся на основании неукоснительного выполнения ими правил поведения;
— высокий уровень развития коллектива учащихся, способного к самоуправлению и самовоспитанию;
— целенаправленная организация досуга, который учитывает интересы всех или большинства учащихся (клубы по интересам и т. п.);
— активное использование в воспитательной работе внешкольных заведений — музеев, театров, культурных и исторических памятников и др.;
— активное участие родителей в воспитательной работе учебного заведения, единство семьи и школы.
В общем случае используется трехуровневая шкала оценок:
“высокая”,
“средняя”,
“низкая”.
Например, “Высокий уровень управления системой воспитательной работы” характеризуется достигнутыми наилучшими в данных условиях результатами.
Показатели этого критерия выводятся на основании положений теории управления и анализа передового опыта руководства воспитательным процессом:
— реализация демократических принципов в управлении воспитательным процессом;
— рациональным разграничением функций между руководителями учебного заведения с учетом обязанностей и реальных возможностей каждого из них;
— соответствие конкретных целей и задач воспитательной работы (учебного заведения, класса, группы) реальному уровню воспитанности учащихся;
— высокая педагогическая грамотность, целенаправленность и конкретность управленческих решений по проблемам воспитания, их соответствие задачам, стоящим перед современным учебным заведением;
— обеспечение необходимых условий для различных видов творческой, трудовой, общественно-полезной деятельности учащегося;
— системно-комплексный подход к планированию воспитательной работы;
— скоординированность и единство педагогических действий учебного заведения и семьи в воспитании учащихся;
— целенаправленность применяемых форм и методов организации воспитательной работы;
— надежность информационного обеспечения управления воспитательным процессом (четкость и оперативность системы сбора, передачи и обработки информации);
— оперативность и действенность системы контроля за состоянием воспитательной работы;
— научность и объективность анализа результатов воспитательной работы.
Уровень подготовки воспитателей к воспитанию учащихся можно оценить с помощью таких показателей, как:
— высокий уровень педагогических знаний, теории воспитания;
— высокий уровень знаний принципов, методов и форм воспитания;
— хорошо развитые чувства гуманизма, любви к детям; чувства чести и достоинства воспитателя; оптимизма и трудолюбия;
— высокая убежденность воспитателя в силе педагогического влияния на учащихся; установка на добросовестный труд и устремленность на всестороннее развитие личности воспитанника;
— умение организовывать и проводить воспитательную работу с различными категориями учащихся;
— умение планировать и осуществлять индивидуальную воспитательную работу;
— умение применять методы психодиагностики для оценки результатов воспитания;
— умение воспитывать группу и с помощью группового влияния перевоспитывать личность;
— высокая культура общения с учащимися; умение уважать личность воспитанника, признавать его права и интересы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности