logo
Лекция 32

2. Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание (эстетика в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный) фор­мирует чувственные знания, ценностные отношения между человеком и действительностью. В педагогике эстетическое воспитание рассматривается как процесс развития способностей понимать прекрасное и жить по законам красоты.

Эстетическое воспитание неразделимо с воспита­нием нравственным. Издавна в общественном сознании прекрасное и нравственное мыслятся как органическое целое, фиксируемое даже словесно.

И, наконец, эстетичес­кое воспитание предполагает не только формирование у человека способностей понимать красоту и любить красоту искусства и жизни. Эстетическое воспитание должно пробудить творческие способности человека, помочь ему формировать соб­ственное поведение, отношение, общение “по законам красоты ”.

Высокий уровень эстетической культуры может быть обеспечен решением следующих задач:

развитие эстетического восприятия мира, со­вершенствования эстетических чувств;

вооружение эстетическими (художественными) знаниями;

формирование высокого эстетического вкуса;

развитие потребности в эстетической активно­сти;

развитие творческих художественных способно­стей и наклонностей.

Важнейшими средствами эстетического воспитания являются искусство, природа, трудовая деятельность, увлекающая человека, как самим процессом, так и его результатами.

В связи с этим ставятся, решаются и все отдельные задачи эстетического воспитания:

через обеспечение возвышенного чувства восприятия прекрасного и без­образного,

формирования особых чувств наслаждения красотой,

вооружения художественными знаниями и представлениями,

закрепления высоких эстетических вкусов, проявляющихся в уровне отбираемых предме­тов и в выборе образа поведения, одежды, отражаю­щихся в способе жизни и поведения человека.

Основными направлениями эстетического воспита­ния являются:

— формирование эстетических знаний, особенно­стей прекрасного и безобразного, возвышенного и низ­менного, трагического и комического;

— развитие умений понимать и ценить красоту в искусстве, природе, учебе, технике, общении;

— формирование убеждений жить, учиться и тво­рить по законам эстетики;

— развитие способностей противодействовать без­образному, низменному, пошлому, антигуманному.

Yandex.RTB R-A-252273-3