5. Экологическое воспитание
Экологическое воспитание предусматривает воспитание способности восприятия и правильного понимания единства природы и общества, развитие экологических взглядов и чувств, потребности и умений охранять природу и умножать ее богатства.
“Экос” в переводе с греческого означает жилище, местопребывание. Экология — наука о закономерностях взаимодействия общества и окружающей среды, о путях и способах охраны природы. С 70-х годов XX столетия на Западе возникли общественно-политические движения, выступающие против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий научно-технического прогресса.
В настоящее время экологическая проблема занимает одно из первых мест среди всех проблем, которые волнуют человечество. Каждый год в мире умирает 49 миллионов человек. По сообщению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), примерно 75 процентов этого числа — преждевременные смерти, связанные с плохим состоянием окружающей среды или неправильным образом жизни. Зараженная пища и вода, плохие санитарные условия становятся причиной массовых заболеваний (ежегодно около двух с половиной миллиардов человек страдают от болезней).
Особенно сложна экологическая обстановка в Украине в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 г. В течение многих лет человеку придется вести борьбу с радиационным заражением окружающей среды, применять меры защиты для себя и для природы.
Экологическое воспитание должно увязываться с организацией воспитания, экологически чистыми продуктами и контролем состояния здоровья учащихся. Воспитатели обязаны знать картину радиоактивного загрязнения своего района, особенно в периоды фонового всплеска и правдиво информировать воспитанников.
Ответственной задачей экологического воспитания является формирование правильного поведения человека в условиях экологической опасности. Правильно поступает тот, кто владеет объективной информацией о случившемся, что, где и как нужно действовать в конкретной ситуации. Объективная информация снижает страх и предупреждает распространение слухов о выпадении радиоактивных осадков или начинающихся псевдоболезнях.
В процессе экологического воспитания школьники должны быть обучены действиям в сложных условиях по сигналу “радиационная опасность” или “атомная тревога” умело применять защитные или подручные средства для ликвидации очагов загрязнения, когда ему следует обратиться к врачу за помощью и как оказать помощь себе.
Экологическое воспитание в школе — это организация активной деятельности школьников по охране окружающей природы, наведению порядка и чистоты на улицах и во дворах.
Особого внимания требует чистота водоемов, рек и озер. Экологическая защита от химических сбросов и производственных отходов, от непродуманной химизации сельского хозяйства, создание экологических постов учащихся помогут сохранить чистоту водоемов и природы.
Экологическую воспитанность можно оценить с помощью таких критериев, как:
знания о природе и ее взаимосвязи с человеком; знания о проблемах экологии страны, области, района;
чувства любви к природе, чувство удовлетворения от общения с живой природой, любовь к животным;
умения охранять природу, предупреждать экологические кризисы; умение действовать в сложной обстановке по сигналу “радиационная опасность”;
умение правильно вести себя в условиях стихийных бедствий, оказывать помощь людям и животному миру; умение беречь и приумножать растительный мир;
умение проявлять бдительность при загрязнении воды и воздуха.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности