1. Нравственное воспитание
Нравственное воспитание имеет цель: формирование нравственного сознания личности, развитие благородных чувств, умений и привычек культурного поведения в обществе. Чем выше сознательность воспитанника, тем добросовестнее он относится к учебе, работе, другим людям. Процесс формирования нравственного сознания начинается в семье с первоначальных представлений о добре и зле, о хороших и плохих взаимоотношениях близких людей.
Понять смысл и практическое значение нравственного воспитания помогут знания, связанные с определением и толкованием его основных понятий.
Нравственность — нрав, характер поведения, в котором воплощаются общепризнанные нормы, регламентирующие отношения людей друг к другу, к семье, к государству, к Родине.
Этика — это одно из направлений философской науки, объектом изучения которой является мораль (нравственность), ее происхождение, развитие, зависимость от разных условий.
Мораль часто определяют как форму общественного сознания (своеобразный вид идеологии), а нравственность — как область практически действующих норм морали — поведения, обычаев, традиций.
Таким образом, мораль, нравственность — одна из форм общественного сознания, вид деятельности и характер человеческих отношений, способов нормативной регуляции поведения человека, нравственное поведение и отношения людей.
Основными задачами его являются:
— формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
— вооружение воспитанников нравственными знаниями, понятиями и формирование на их основе идейно-нравственных убеждений;
— воспитание нравственных чувств, отношений: чувство долга, чести, достоинства, деликатности, сострадания к слабым и т. п.;
— привитие норм и правил поведения;
— приучение к выполнению трудовых поручений, связанных с самообслуживанием, санитарией, гигиеной и т. п.
В условиях становления самостоятельного государства надо полагать, что в число задач нравственного воспитания детей должны входить экономическое, экологическое, правовое формирование личности, привитие чувства личного достоинства, национальной гордости.
Традиционная педагогика предлагает воспитателю судить об эффективности нравственного воспитания с помощью следующих показателей:
устойчивость нравственного поведения,
относительная независимость поведения от внешнего контроля,
умение предвидеть последствия своих поступков,
и появление внутреннего контроля.
К основным критериям оценки нравственного воспитания можно отнести:
1. Знания теории морали, нравственных норм, правил общего этикета.
2. Нравственные чувства: чувство долга и ответственности, чести и достоинства, гуманизма и патриотизма, трудолюбия и добросовестности.
3. Нравственные умения:
умение поступать в соответствии с моральными убеждениями и принципами,
умение быть честным и принципиальным,
умение проявлять уважение и доброжелательность к людям,
умение защищать слабых и оказывать помощь,
умение активно учиться и трудиться,
умение вести себя культурно в обществе,
стремление к трезвому образу жизни и умение избавляться от вредных привычек.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности