7. Трудовое воспитание
Трудовое воспитание — это составная часть всестороннего гармонического воспитания, ставящая своей, целью воспитание заинтересованного отношения к труду, психологическую и практическую подготовку подрастающего поколения к участию в создании материальных и духовных ценностей.
Трудовое воспитание направлено на формирование творческой личности в различных видах трудовой деятельности: учебной, научной, производственной, сфере обслуживания, хозяйственно-бытовой и др.
Воспитать любовь к труду — значит воспитать социально полезную личность. Трудолюбие — важнейшая черта морального облика и духовной жизни человека. Каждый воспитатель понимает, что не существует отдельно “трудовое” и отдельно “нравственное” воспитание. Перед ним одно целое — духовная жизнь ребенка.
Однако, как показывает педагогический опыт, не всякий труд воспитывает. Если процесс труда организован неправильно, подростки не только не ощущают радость от него, но и не стремятся трудиться.
Процесс воспитания личности будет неполным, если школьники не почувствуют радость бескорыстного труда. У подростков чувство коллективизма проявляется особенно сильно.
Воспитатель, планируя трудовую деятельность школьников в виде оплачиваемого и безвозмездного труда, должен убедить учеников в том, что они получают от общества множество благ, стоимость которых нужно оплачивать своим личным трудом.
Труд — это фактор умственного и физического развития, надежное средство познания мира, реальных вещей и явлений.
Трудовое воспитание школьников сводится, в основном, к развитию умственных умений и способностей. Учебный труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив.
Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Труд — это процесс между человеком и окружающей его природой по созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом.
Исходя из этого, современная педагогика определяет следующие задачи трудового воспитания:
— формирование ответственного отношения к труду, к труду как потребности живого здорового организма;
— формирование психологической и практической готовности трудиться (установка на труд);
— воспитание умений и навыков коллективного и индивидуального труда;
— привитие интереса к науке, технике, культуре, выявление наклонностей и способностей к определенным видам деятельности;
— воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности ;
— учет региональных местных условий и использование их в учебно-воспитательном процессе.
В общем случае оценить трудовую воспитанность человека можно с помощью следующих критериев:
— знания Конституции Украины и закона о труде в Украине;
— специальные профессиональные знания;
— трудолюбие, интерес к физической и интеллектуальной деятельности;
— уважение к результатам чужого труда;
— профессиональные умения и навыки; умение планировать трудовую деятельность и выполнять ее в заданный срок;
— способность работать в группе и умение организовывать чужой труд.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 32. Формы организации и контроля воспитательной работы. Составные части воспитания
- 1. Формы организации и контроля воспитательной работы.
- 2. Общие критерии воспитательной работы
- 3. Критерии оценки уровня воспитанности учащихся
- 4. Схема анализа воспитательной работы
- 5. Составные части воспитания
- 1. Нравственное воспитание
- 2. Эстетическое воспитание
- 3. Национальное воспитание
- 4. Военно-патриотическое воспитание
- 5. Экологическое воспитание
- 6. Правовое воспитание
- 7. Трудовое воспитание
- 8. Экономическое воспитание
- 9. Физическое воспитание
- 10. Воспитание культуры безопасности