Изучение личности и деятельности учителя
Цель: овладеть методами изучения личностных и профессиональных качеств педагога и методами диагностики педагогической деятельности.
На аудиторных занятиях по педагогике и педагогической психологии студенты постоянно слышат о том, каким должен быть учитель, что и как он должен делать. На практике студенты видят, насколько глубоки индивидуальные различия между учителями и как разнообразны стили их педагогической деятельности. Выполняя задания по изучению личности и деятельности учителя, студенты овладевают исследовательскими навыками, которые необходимы им для анализа собственных профессионально значимых качеств личности и собственной педагогической деятельности. Такой самоанализ является необходимым условием профессиональной самоидентичности.
Студенты должны изучить личность и деятельность 3-х учителей и составить их психологические портреты (желательно выбрать учителей, различающихся по темпераменту, по стилю педагогической деятельности, по опыту работы и т.д.). Психологические портреты должны подтверждаться диагностическими материалами. В заключении необходимо дать сравнительный анализ личности и деятельности учителей, являющихся объектами исследования.
Критерии оценки выполнения задания:
— раскрыты ли профессиональные и личностные качества педагога;
— отмечены ли особенности его взаимодействия с учащимися (характер педагогического общения, стратегии решения конфликтных ситуаций);
— изучен ли стиль педагогической деятельности;
— проанализированы ли результаты труда учителя (обученность и воспитанность учащихся);
— выявлены ли какие - либо профессиональные деформации личности учителя;
— психологизм портретов;
В целях исследования личности и деятельности учителя могут быть использованы: специальные опросники, тесты, наблюдения. Некоторые из них приводятся в Приложении № 2.
Изучение личности и деятельности учителя
Цели:
Методы исследования:
Методики исследования:
1. (название)
2. (название)
3. (название)
Учитель [№1] (Ф.И.О., предмет, класс, школа, стаж)
Методика №1 (название)
Полученные результаты:
Вывод:
Методика №2 (название)
Полученные результаты:
Вывод:
Методика №3 (название)
Полученные результаты:
Вывод:
Психологический портрет учителя
Заключение, в котором дается сравнительный анализ личности и деятельности учителей, являющихся объектами исследования
Примечания:
1. Психологический портрет каждого учителя составить отдельно. В заключении сопоставить собранный материал.
2. К работе прилагаются все исходные исследовательские материалы.
- Содержание заданий по педагогической практике. Изучение личности учащегося и составление психолого-педагогической характеристики
- Изучение личности учащегося и составление психолого-педагогической характеристики.
- Изучение личности и деятельности учителя
- Психологический анализ урока
- Методы изучения личности учащегося
- Мотивы учебной деятельности
- Текст опросника
- Самосознание (самооценка)
- Шкала самооценки личности
- Психологический профиль личности школьника (состояние и динамика)
- Ценностные ориентации
- Опросник у.В. Кала и в.В. Раудика «Значимость различных сфер жизни для учащихся среднего и старшего школьного возраста» (опросник анонимный)
- Тест «автопортрет»
- Типология личности (юнг)
- Интеллект
- Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося
- Методики изучения личности и деятельности учителя методика выявления индивидуального стиля профессиональной деятельности (а.К. Маркова)
- Вопросник
- Карта самоотношения учителя к своим профессиональным позициям
- Стиль педагогического общения
- Методика
- II. Анализ деятельности учителя
- III. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся
- IV. Предложения к совершенствованию урока как основной формы учебно-воспитательной работы учащихся
- Психологический анализ урока
- 1. Схема психологического анализа урока.
- 2. Психологическая оценка содержания урока.
- 3. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.
- 1) Организация внимания:
- 2) Организация восприятия и его характер:
- 3) Активизация памяти и ее развитие:
- 4) Активизация мыслительной деятельности учащихся:
- 5) Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?
- 6) Как преподаватель учитывал индивидуальные особенности учеников?
- 4. Организация учителем обратной связи.
- 5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.
- 6. Результаты урока.